Аргументы из жизни к сочинению 9.3

В данном разделе приведены аргументы из жизни к сочинению ОГЭ 9.3 по русскому языку, а также к эссе по обществознанию. Вы с лёгкостью подготовитесь сразу к двум экзаменам.

Детство/образование/роль учителя/воспитание. Детство как источник нравственного формирования личности, мудрость детства. Детство время открытий. 

***Царь Николай I нанял для образования своего сына, Александра II, выдающегося русского поэта В.А. Жуковского. Когда будущий наставник царевича представил программу образования, отец приказал выбросить из учебного расписания занятия латынью и древнегреческим языком. Монарх был убежден в том, что бессмысленная зубрежка парализует волю ребенка, его стремление к активной деятельности. В связи с этим нелишне вспомнить о том, что именно Александр II впоследствии отменит крепостное право, позорящее достоинство человека. 

***Учительница, которая вела уроки у будущего ученого А. Флеминга, часто водила своих учеников к реке, где дети находили что-то интересное, с увлечением обсуждали очередное открытие. Когда приезжал инспектор, чтобы проверить, насколько хорошо обучены дети, ученики и учительница торопливо залезали в класс через окно и делали вид, что увлеченно занимаются наукой. Экзамен сдавали всегда хорошо, и никто не знал, что дети получают знания не только из книжек, но и из живого общения с природой.

***Ученые говорят о так называемой «пирамиде способностей». В раннем возрасте почти нет неталантливых детей, в школе их уже значительно меньше, еще меньше – в вузах, хотя туда проходят по конкурсу; во взрослом же возрасте остается совсем ничтожный процент по-настоящему талантливых людей. Утрата талантливости с возрастом объясняется тем, что в мышлении и поведении начинают преобладать приобретенные навыки, стереотипы, прочно закрепившиеся знания. В таком плане гений – это взрослый, оставшийся ребенком, то есть человек, сохранивший обостренное чувство новизны по отношению к вещам, к людям, вообще — к миру.Человек и искусство.Книга, чтение, массовая культура, влияние искусства на духовное становление личности.

***Люди верили в магическую силу искусства, в его способность облагораживать чувства людей. Так, некоторые деятели культуры предлагали французам во время Первой мировой войны защищать Верден – свою сильнейшую крепость, не фортами и пушками, а сокровищами Лувра. «Поставьте «Джоконду» великого Леонардо да Винчи перед осаждающими – и немцы не осмелятся стрелять!»  — утверждали они.

***Услышав легендарный хор имени А.В. Александрова, который своими песнями побуждал в людях мужество, давал им силы для борьбы, английский премьер – министр У. Черчилль назвал музыкальный коллектив «тайным поющим оружием». Трудно привести более красноречивый пример, раскрывающий могучую силу искусства, его глубокое воздействие на душу человека.

***В античной мифологии есть легенда о скульпторе Пигмалионе, который полюбил изваянную им прекрасную девушку. Будто бы боги, тронутые чувством Пигмалиона, оживили мраморное изваяние. В этой легенде воплощена мысль о волшебной силе искусства: эта сила способна оживлять камень, завораживать читателя музыкой слов, будить в человеке слезы и смех.Человек и социальная среда. Роль примера отношение общества к образованию. Воздействие семейных традиций, ценностей на духовное развитие человека. Образование как важнейшее условие полноценного развития. Коллектив. 

***Преодоление трудностей, напряженная борьба, неустанный поиск – это необходимые условия для становления человека. Вспомним известную притчу про бабочку. Однажды человек увидел, как через маленькую щель в коконе пытается выбраться бабочка. Он долго наблюдал за безуспешными попытками несчастного существа выбраться на свет. Сердце человека наполнилось жалостью, и он ножиком раздвинул края кокона. Наружу выползло хилое насекомое, которое с трудом волочило беспомощные крылья. Человек не знал, что бабочка, разрывая оболочку кокона, укрепляет свои крылья, развивает необходимые мышцы. А он своей жалостью обрек ее на верную смерть.

***Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в общество. Однако человек, выросший среди животных, утрачивал почти все человеческие качества. Дети не могли овладеть речью, ходили на четвереньках, у них исчезла способность к прямохождению. Жили они примерно столько же лет, сколько в среднем живут воспитавшие их звери.О чем говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целенаправленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий индивидуум превращается в животное. 

***На формирование выдающегося русского полководца А. Суворова огромное влияние оказали два примера: Александр Македонский и Александр Невский. Про них ему рассказывала мать, которая говорила, что главная сила человека не в руках, а в голове. Стремясь подражать этим Александрам хрупкий, болезненный мальчик вырос и стал замечательным военачальником.

***Я. А. Коменский, выдающийся педагог, утверждал новый, прогрессивный взгляд на профессию учителя. Эта профессия была для него «превосходна, как никакая другая под солнцем». Он сравнивал учителя с садовником, который любовно выращивает растения в саду, со скульптором, тщательно обтесывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим сражение с варварством и невежеством.

Цель и мечта в жизни человека как ориентиры духовного развития. Бескорыстное служение людям — способ обрести счастье.
Смысл жизни/ талант/ призвание/ самореализация.  

***Доктор Альберт Швейцер вместе со своей женой отправился в Центральную Африку, где организовал госпиталь. К нему со всех концов потянулись больные. Приходилось работать без сна и отдыха. Многие люди недоумевали: зачем обеспеченный материально человек обрек себя на такие лишения? Это безумие? Приступ гордыни? Швейцер отвечал, что по-настоящему счастливым он почувствовал себя именно тогда, когда стал помогать людям, когда слышал слова благодарности тех, кого он вырвал из лап смерти.

***А.П. Чехов в своих произведениях показывают, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья», как в них угасают «высокие чувства», как они медленно погружаются в трясину пошлой обыденности. Тарелка с неспелым крыжовником заменяет обывателю счастье. Не судьба, не общественные условия, а сам человек виноват в том, что променял «небо в алмазах» на похлебку сытого самодовольства.

***Когда выходцу из семьи пивоваров А. Левенгуку исполнилось тридцать, он увлекся шлифованием лиц. На это он тратил все свое свободное время, забросив даже торговое дело. Благочинные бюргеры говорили, что Левенгук не в себе. Но вот прошло несколько веков, и мы видим, что тот, кого считали безумцем и чудаком, прославил город, навсегда вошел в историю человечества, надолго пережив здравомыслящих мудрецов.

***Весьма показательна оплошность, которую допустили составители одного из европейских справочников о крупных ученых. После характеристики М.В. Ломоносова как выдающегося химика 18 века шло предупреждение о том, что его не следует путать со знаменитым русским поэтом того же времени Михаилом Ломоносовым. Авторы справочника не допускали и мысли о том, что человек может совмещать в себе столь различные дарования.

***Если человек не знает, что ему ответить на вопрос «зачем я живу?», тогда в его душе поселяется апатия. Опускаются руки, пропадает интерес к деятельности, действительность начинает раздражать, и надежды сменяются разочарованием.Вспомним Онегина, Печорина, Обломова. Несмотря на различия в их характерах, в воспитании, всех этих персонажей связывает то, что они не смогли обрести достойную для себя цель. Мучительное одиночество, скука и неудовлетворенность преследует тех, кто не нашел себя в жизни. 

***Имя простой крестьянской девушки Жанны Д’Арк сегодня известно всем. 75 лет Франция вела безуспешную войну с английскими захватчиками. Жанна поверила, что именно ей суждено спасти Францию. Молодая крестьянка уговорила короля дать ей небольшой отряд и смогла сделать то, что не удалось умудренным военачальникам: зажгла своей неистовой верой людей. После многих лет позорных поражений французы наконец смогли победить захватчиков. Когда размышляешь над этим поистине чудесным событием, то понимаешь, как важно, чтобы человеком руководила великая цель.

***Мало кто знает, что во время съемок известного фильма Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем» испортилась погода, температура понизилась до минус 6. А между тем по сценарию должно быть знойное лето. Актерам, изображавшим отдыхающих,  приходилось купаться в ледяной воде, лежать на холодной земле. Этот пример показывает, что искусство требует от человека не лицедейства, а полной самоотдачи.

Связь времен.
Духовная связь поколений. Историческая память. 
Борьба старого и нового как движущая сила прогресса.

***Выдающийся английский ученый Ньютон сказал: «Если я видел дальше, то только  потому, что стоял на плечах гигантов». Эта фраза является своеобразной формулой культуры: чтобы сделать шаг вперед, нужно освоить опыт предшественников, гигантов, творчески его переработать, тогда откроются новые горизонты познания.

***Однажды английский физик Д. Джоуль воспользовался вольтовой батареей, чтобы запустить от нее собранный им же электродвигатель, но заряд батареи скоро иссяк, а новая стоила очень дорого. Джоуль решил, что лошадь никогда не будет вытеснена электродвигателем, так как прокормить лошадь гораздо дешевле, чем менять цинк в батарее. Сегодня, когда электричество используется повсеместно, нам кажется наивным мнение выдающегося ученого. Этот пример показывает, что очень трудно прогнозировать будущее, трудно обозреть те возможности, которые открываются перед человеком.

***В персидской легенде рассказывается о том, как однажды простой пастух предложил султану испить воды из кувшина. Но надменный султан увидев невзрачный сосуд, вышиб его из рук пастуха и гневно воскликнул:- Я никогда не пил из таких мерзких кувшинов!Разбившийся сосуд произнес:- Напрасно ты мной гнушаешься! Я твой прадед, превращенный временем в земной прах. И я некогда был, как и ты, султаном. Поэтому, владыка, не презирай простую землю, и которой ты произошел и в которую ты когда-нибудь превратишься.

Добро. Милосердие и сострадание.
Человек как высшая ценность. Самоотверженная любовь к людям. 
***В 1928 году потерпел аварию дирижабль известного итальянского путешественника Нобиле. Потерпевшие оказались на льду, по рации они послали сигнал бедствия. Едва пришло сообщение, норвежский путешественник Р. Амундсен снарядил гидросамолет и, рискуя жизнью, отправился на поиски Нобиле и его товарищей. Вскоре связь с самолетом прервалась, лишь спустя несколько месяцев были найдены его обломки. Знаменитый полярник погиб, спасая людей.

 ***Однажды замечательного хирурга, изобретателя качественно новых аппаратов для лечения травм, доктора Г.А. Илизарова, спросили: «Вы так много работаете для других, а когда же вы живете для себя?» Доктор удивился вопросу и ответил: «А что же человеку делать? Спать? Пить? Стать лабораторией по перевариванию пищи? Смысл жизни в том и состоит, чтобы трудиться на радость людям. Живу так, а не иначе, не потому, что должен, а потому, что хочу!»

***Военные летчики Борис Капустин и Юрий Янов совершили незабываемый подвиг. Самолет начал падать на жилые дома, могли погибнуть мирные люди. Тогда летчики ценой своей жизни отвели беду от города. Они не воспользовались катапультным устройством.

***Плутарх, историк древности, приводит очень поучительный эпизод. Патриот древнеримской республики Муций Сцевола прибыл на переговоры к этрусскому царю, чтобы удержать его от военных действий, но переговоры были безуспешны. Тогда Сцевола сунул свою руку в пылающий очаг и хладнокровно обуглил ее на глазах врагов.  Те поняли, с каким стойким и мужественным противником им придется бороться, и отказались от своих воинственных замыслов.

***Известный тренер по фигурному катанию Станислав Жук обратил внимание на девочку, которую все считали бесперспективной. Тренеру понравилось, что она, не обладая особым талантом, трудилась, не жалея себя. Жук поверил в нее, стал с ней заниматься, и из этой девочки выросла самая титулованная фигуристка 20 века Ирина Роднина.

Ответственность личности (ученого, писателя, исторического деятеля) перед обществом.
Борьба за правду (научную истину, справедливость) — гражданский долг человека.  

***
Я.Б. Зельдович, выдающийся физик, один из разработчиков ядерного оружия, узнав о возможности атомной войны, пообещал покончить жизнь самоубийством. Этот жест отчаяния – попытка великого ученого остановить страшную катастрофу. В этой готовности пожертвовать собой ради мира как раз и проявляется то благородное мужество, перед которым отступает даже неизбежность.

***В детстве многие из нас зачитывались романом А. Дюма «Три мушкетера». Атос, Портос, Арамис, Д’Артаньян – эти герои казались нам воплощением благородства и рыцарства, а кардинал Ришелье, их противник, олицетворением коварства и жестокости. Но образ романного злодея мало похож на реальную историческую личность. Ведь именно Ришелье ввел почти забытые во время религиозных войн слова «француз», «родина». Он запретил дуэли, считая, что молодые, сильные мужчины, призванные защищать свою отчизну, не должны проливать кровь из-за мелких ссор. Но под пером романиста Ришелье обрел совсем другой облик, и выдумка Дюма воздействует на читателя гораздо сильнее и ярче исторической истины.

***В античной мифологии есть легенда о ящике Пандоры. Женщина обнаружила в доме своего мужа какой-то странный ящик. Она знала, что этот предмет таит в себе страшную опасность, но любопытство было таким сильным, что она не выдержала и открыла крышку. Из ящика вылетели всевозможные беды и разлетелись по миру. В этом мифе лежит предостережение всему человечеству: необдуманные действия на пути познания могу привести к гибельному финалу.

***Научное изобретение может обернуться против человека.  Историки считают, что древние китайцы сначала применяли порох исключительно для фейерверков – а вскоре, он стал служить военным целям. Первые зеркала появились еще у древних египтян. Казалось, нет предмета более мирного. Но 2000 лет назад Архимед с помощью системы зеркал сжег флот римлян на Сицилии. Константин Циолковский описал принцип реактивного движения и открыл людям дорогу к звездам. Однако вскоре на боевое дежурство заступили ракеты со смертельной начинкой. В 1960 году Теодор Мейман изобрел лазер. По его словам, лазеры должны помочь медикам в сложных операциях, требующих исключительной точности. И тут же появилось оружие с лазерной системой наведения – так удобнее целиться.

***Трагичной бывает порой судьба идей, которые родились прежде времени. Блез Паскаль еще в 17 веке придумал счетную машину, но она не нашла широкого распространения, потому что не было мастеров, которые могли бы изготовить нужные детали, не было специалистов, обладающих необходимым объемом математических знаний, чтобы пользоваться этой машиной. Выдающееся изобретение воспринималось всеми как техническая диковина французского Архимеда.

Человек и природа.

***
Бобры строят поразительные жилища для потомства, но их деятельность никогда не превращается в истребление той биомассы, без которой и им — конец. Человек же на наших глазах продолжает роковое дело, которое начал уже тысячелетия тому назад: во имя собственных потребностей он уничтожил наполненные жизнью леса, обезводил и превратил в пустыни целые континенты, ведь Сахара и Кара — Кумы  — очевидное свидетельство преступной деятельности человека, продолжающейся и поныне. А разве не свидетельством тому является загрязнение Мирового океана? Человек сам лишает себя жизненно необходимых ресурсов.

АРГУМЕНТЫ № 2

            1.Что же такое счастье? Ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении.(А.Н. Толстой)                                                                                

            2.Прошлое – лучший пророк для будущего. (Д. Байрон)

            3.Доброта – качество, излишек которого не вредит. (Д. Голсуорси)

            4.Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой. ( Марк Твен)

            5.Добро – не наука, оно – действие. (Р. Ролан)

            6.Л.Н. Толстой. «Война и мир»: нравственные искания героев, патриотизм, тема семьи.

            7.Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание»: путь человека к Богу, отрицание любого убийства, духовная чистота Сони Мармеладовой.

            8.И.С. Тургенев. «Отцы и дети»: взаимоотношения отцов и детей.

            9.М. Пришвин: красота природы, человек и природа.

            10.К.Г.  Паустовский: красота природы; тема одинокой старости в рассказе «Телеграмма».

            11.А.И. Солженицын. «Матренин двор»: тема одинокой старости, народного праведничества.

            12.М. Шолохов. «Судьба человека», Ю. Бондарев «Горячий снег», А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»: подвиг человека в годы Великой Отечественной войны.

            13.А.П. Чехов. «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»: сатира на обывателей.

            14.Рассказы В.М. Шукшина: колоритность и яркость шукшинских героев-«чудиков».

            15.В.В. Набоков. «Машенька»: тема России, драматизм эмигрантского небытия героев.

            16.С. Есенин. Стихи: природа родного края и образ Руси.

            17.М.А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»: неразрывность связи любви и творчества, нравственно-философское звучание «ершалаимских» глав, сатира на взяточников,бездельников и т.д., судьба человека в тоталитарном государстве.

            18.А. Блок. Стихи: тема Родины.

            19.М. Шолохов. «Тихий Дон»: идея святости семейного очага, изображение революции и гражданской войны как общенародной трагедии.

            20.А.И. Куприн: внутренняя цельность и красота «природного» человека в повести «Олеся», тема «невозможной» любви в рассказе «Гранатовый браслет».

            21.М.Горький: воспевание красоты  и духовной мощи свободного человека в легенде о Данко.

            22.М.Горький. Пьеса «На дне»: спор о правде, истинный и ложный гуманизм.

            23.В.А. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»: проблема нравственной памяти в рассказе;  тема ответственности человека перед природой в повести «Царь-рыба».

            24.А.Грин. «Алые паруса»: вопросы любви, добра  и человечности в повести.

            25.Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном»: тема культуры, нравственности, культурной экологии.

            26.А.П. Платонов. «Юшка»: тема доброты и душевной черствости людей.