Методические рекомендации

Изучение сочинений разных жанров на уроках русского языка.

          Третья часть контрольно — измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку является самой сложной. Испытуемому предлагается написать небольшое сочинение  — рассуждение (отзыв, рецензия, эссе) по прочитанному тексту. Объём сочинения составляет 150-300 слов. По замыслу составителей, ученик должен обратить внимание на определённые аспекты раскрытия темы.  Чтобы хорошо написать работу по части «С», ученикам необходимо научиться писать сочинение — рассуждение в жанре отзыва, рецензии, эссе. Ребята должны знать особенности каждого жанра, уметь по любому тексту написать сочинение — рассуждение.

Конечно, такая работа требует много труда и времени. Большая ответственность возлагается в этом случае на учителей, работающих в среднем звене. Именно здесь ребята должны узнать особенности того или иного жанра сочинения — рассуждения. Старшеклассники отрабатывают эти навыки практически.                

Сочинение  — рассуждение предполагает определённую свободу в изложении материала, так как автор должен представить свои мысли, возникшие после прочтения текста, предложенного в задании уровня В.

Судя по контрольно — измерительным материалам, при проведении единого государственного экзамена по русскому языку для написания сочинения — рассуждения выпускникам предлагаются в основном тексты публицистического стиля, ученикам необходимо осмыслить содержание  предложенного текста, увидеть проблемы, поднятые автором,  высказать своё отношение к ним.

          Важно подчеркнуть, что творческая часть ЕГЭ предполагает умение ученика не только находить средства выразительности в исходном тексте и описывать их стилистические функции, но и уместно употреблять средства языковой образности в своём сочинении.

Для того, чтобы работа была плодотворной, необходимо разобраться в жанрах сочинений.

1. Сочинение-отзыв

             Слово отзыв имеет следующее значение: суждение, мнение, содержащее оценку кого-,  чего-либо. Следовательно, в отзыве о предложенном тексте ученику необходимо высказать своё мнение, суждение не обязательно критическое. Обратите внимание на то, что слово отзыв управляет только предлогом о: отзыв о книге, отзыв о диссертации, отзыв о спектакле. Это один из самых трудных случаев управления в современном русском языке.

          Отзыв — этап постижения текста — «эмоциональное погружение в текст», по определению Е.Романичевой., очень важен. Это попытка разобраться в собственных чувствах, вызванных прочитанным произведением, рассуждение о своих переживаниях, настроении. Поэтому в содержание отзыва включаются только те элементы, которые затронули автора лично, вызвали в душе его отклик. Субъективный подход в выборе содержания отзыва раскрывает нам не существенные стороны литературного произведения, а личность автора отзыва. Из отзыва мы узнаём о жизненной позиции автора сочинения, его личностных качествах, отношении к тем или иным сторонам жизни, нашедшим воплощение в литературном произведении. Оценочная составляющая в отзыве имеет большее значение, чем информационная. Оценка, сформулированная в начале сочинения — отзыва в виде тезиса, аргументируется в основной части. Пи этом доказательства, раскрывающие мысли и чувства автора сочинения, носят эмоционально — оценочный характер.

Как научиться писать такие сочинения?

  • Первое и самое главное условие успешного написания сочинения – это осмысленное и «грамотное» чтение первоисточника – литературного текста.

Для его осуществления необходимо:

— прочитать текст для общего знакомства с ним;

— записать первоначальное впечатление от знакомства с текстом (записи понадобятся для вступления и заключения);

— прочитать текст повторно, обратив внимание на следующее:

определите идею произведения, главную мысль, сформулировав    ее в нескольких предложениях;

определите проблематику произведения;

кратко охарактеризуйте героев (главных и второстепенных), рассуждая об их поступках, характерах, отношениях с другими персонажами. Подтверждайте все цитатами из текста; упомяните наиболее интересные эпизоды; определите отношение автора к написанному и отметьте, как это отношение выражается; охарактеризуйте на примерах изобразительно-выразительное своеобразие произведения, его языка и стиля;

  — выбрать наиболее красочные и выразительные цитаты из      текста;

 — уточнить свое первоначальное впечатление от знакомства с   произведением (не изменилось ли оно и если да, то в чем);

 — привести краткие сведения об авторе и издании.

  • Второе условие – умение выражать собственное мнение о произведении литературы. Без вашей собственной оценки того, о чем вы пишете, сочинение — отзыв будет неполным, незавершенным.

Для того чтобы изложение вашей точки зрения не было «хаотичным», бессистемным, мысленно создайте «цепочку» рассуждений, по которой вы будете вести свою речь:

о чем я буду говорить ®для чего я это буду говорить ® почему я об этом буду (или хочу) говорить ® в чем хочу убедить собеседников ® к какому результату хочу привести всю беседу (дискуссию).

По такой «цепочке» вполне можно построить сочинение отзыв.

Излишняя эмоциональность оценок  и их недостаточная эмоциональность в равной степени нежелательны, поэтому соблюдайте меру во всем;

— доказывайте, но не навязывайте;

— аргументируйте любой свой тезис цитатами и примерами из текста;

— «не придыхайте» («Это великое произведение гениального писателя») – ваша оценка произведения может не совпадать с точкой зрения проверяющего; в этом случае неумеренные восторги могут вызвать у читающего раздражение;

— больше рассуждайте «вслух» с оттенками предположения, допущения («О чем может свидетельствовать включение этого эпизода? Полагаю, …», « Мне кажется, что подобная расстановка сил в произведении свидетельствует о …»);

—  не «приписывайте» автору произведения свои мысли (не утверждайте: «Автор хотел этим сказать …», а размышляйте: «Вероятно, автор имел в виду…»);

—  уважайте иные точки зрения («Существует мнение, что этот эпизод мало удался автору. Возможно. Тем не менее, мне кажется…»).

  • Третье условие – правильное формирование текста сочинения-отзыва.

  Он должен быть:

  • целостным;
  • завершенным;
  • последовательным в проведении главной мысли – идеи.

Основными составными частями сочинения-отзыва будут следующие элементы:

  • мнение автора сочинения о прочитанном;
  • краткая характеристика произведения литературы, (без его подробного пересказа);
  • вывод. Почему понравилось или не понравилось данное произведение (или творчество конкретного писателя).

  В простейшем виде такое сочинение должно освещать следующие вопросы:

  • автор, название книги, кем издана, где, год издания;
  • краткие сведения о писателе (необязательно);
  • о чем говорится в книге (кратко);
  • главная мысль произведения;
  • главные герои. Кто из героев особенно понравился (или не понравился) и почему?
  • какими достоинствами или недостатками, по вашему мнению, обладает эта книга?
  • советуете ли вы прочитать книгу другим? Что дает вам чтение этой книги?

         Сочинение-отзыв, написанное на более высоком уровне, должно содержать также:

  • эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;
  • развернутое обоснование самостоятельной оценки характеров героев произведения, их поступков и переживаний;
  • анализ художественного произведения:
  • определить тему и идею (главную мысль) данного                произведения; проблемы, затронутые в произведении;
  • пафос, с которым произведение написано; показать   взаимосвязь сюжета и композиции; рассмотреть субъективную    организацию произведения;
  • выяснить авторское отношение к  теме, идее и героям                     произведения
  • определить особенности функционирования в данном произведении литературы изобразительно-выразительных средств языка;
  • определить особенности жанра произведения и стиля писателя.
  • Развернутое обоснование выводов.

          Не забывайте, что в сочинении- отзыве ВАШИ рассуждения, ВАШ анализ текста. Старайтесь не смешивать стили речи: разговорный, публицистический, художественный и научный.

2.  Сочинение  — рецензия

           Сочинение-рецензия — вид работы по литературе, который практикуется в старших классах, как в процессе обучения, так и на выпускных (переводных) экзаменах, это распространённая форма написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

           Рецензия может быть написана на сочинение школьника, фильм, спектакль, литературный концерт, но чаще всего учитель предлагает написать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение литературы.

               Рецензия — развёрнутое критическое произведение искусства, в основе которого — анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы.

Цели рецензии:

          1) Дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

          2) Поделиться впечатлением о прочитанном, привлечь внимание к понравившемуся произведению, участвовать в обсуждении.

          В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось — не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства её выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т.д.).

Особенности подхода

          Самостоятельное мышление автора рецензии определяется не столько формой высказывания («я думаю…», «по моему мнению…»), сколько индивидуальность стиля, глубиной суждений, свободой ассоциации, убедительностью аргументов.

          Рецензия не претендует на полноту исследования, она должна выявить наиболее яркие и значимые стороны произведения, его особенности. По стилю рецензия может быть публицистична, носить полемический характер, а может тяготеть к жанру эссе, литературоведческой статье.

Построение рецензии:

  1. Обоснование подхода для рецензирования (новое, «возвращённое» имя, новое произведение автора — заметное явление литературы, полемика вокруг автора, актуальность проблематики произведения, юбилей автора и т.д.).  Максимально точное указание на 1-е издание произведения. Тезис-предложение об историко-культурной ценности исследуемого текста.
  2. Истолкование и оценка идейно-художественного своеобразия произведения.
    1. Анализ названия (семантика, аллюзии, ассоциация).
    1. Способ организации повествования (от лица автора, героя, «рассказ в рассказе» и д.р.), другие композиционные особенности и их художественная роль.
    1. Характеристика проблематики, художественного конфликта и его движение в развитии сюжета.
    1.  Авторский подбор системы персонажей как средства выражения художественной идеи; мастерство создания характеров.
    1. Другие средства выражения авторской позиции (авторская характеристика, лирические отступления, пейзаж и д.р.) и их оценка.
    1.  Другие особенности авторского стиля и метода.
  3. Вывод о художественных достоинствах исследуемого текста и его значимости для литературного процесса, общественной жизни. Приглашение к полемике.

С чего начать?

          Хотелось бы дать советы, как начать сочинение при написании части «С» на ЕГЭ.

              1. Вопросно-ответное единство.

Специалисты по риторике советуют вносить элементы диалога в публичное выступление. Диалогичность не помешает и в рецензии, позволит сделать вступление более энергичным. Например: Что такое красота? Наверное, это — одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над  этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота, и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания ое красота и какова ее роль в жизни человека, заста, это-одно из самых загадочнфх понятий в ис

В. Сухомлинского.

              2. Цепочка вопросительных предложений.

Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста, выделить главное в нем. Например: Что такое талант? Как должен жить человек, чтобы не растратить свой дар? Такие вопросы невольно возникают после чтения текста Юрия  Бешмета

              3. Назывное предложение.

          Назывное предложение в зачине также должно содержать базовое понятие или имя человека, о котором рассказывается в исходном тексте. Марина Цветаева. Это имя дорого каждому, кто ценит настоящую поэзию. Мне кажется, трудно найти человека, которого стихи Цветаевой оставили бы равнодушным. Литературовед Евгений Борисович Тагер — один из тех, кому посчастливилось знать Марину Ивановну лично. В своих воспоминаниях он стремиться раскрыть внутренний мир этого удивительного поэта.

              4. Риторический вопрос.

               Следует обратить внимание учащихся на то,  что далеко не любое                               вопросительное предложение является риторическим вопросом. Риторический    вопрос- это вопросительное по форме и утвердительное по смыслу предложение. Например: Кто же из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы наверняка  сталкивались с «заядлыми  спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть различные способы ведения спора, их и рассматривает в своем тексте Л.Павлова.

                 5. Цитата в качестве зачина.

           Конечно же, для зачина подойдет далеко не всякая цитата. Цитируемый фрагмент не должен быть очень объемным, а главное — он должен иметь прямое отношение к теме. Например: «Люди научились летать, и люди разучились удивляться этому», — цитирует В. Солоухин слова одного из русских писателей, призывая своих читателей задуматься над причиной «всеобщего отупения чувств». Автор подчеркивает, что многих его современников постигла «горестная утрата способности  удивляться»…

Цитата может представлять собой не фрагмент  исходного текста, а высказывание знаменитости: Известно, что Петр. Первый говорил своим  сподвижникам… Льву Толстому принадлежит очень любопытная фраза…

          В качестве зачина может быть использовано  парадоксальное высказывание: Эйнштейн сказал,  что образование — это то, что остается, когда все выученное забыто. Правильно ли это? Конечно, использование цитат должно быть уместным.

          Без сомнения, перечисленные примеры зачинов не исчерпывают возможные варианты вступительной части сочинения.

          Подводя итоги, хотим сказать, что осмысление содержания и формы публицистического текста должно опираться на понимание учащимися особенностей публицистического стиля в целом, поскольку все языковые средства любой функциональной стилевой разновидности образуют стройную систему, которая призвана  передать авторской замысел, воплощенный в конкретной жанровой форме.

          Итак, вы решили написать положительную рецензию. Значит, вы должны подумать: а чем именно оно вам нравится? Как ни странно, ответить на это — и есть самое трудное! Есть один профессиональный секрет: сложнее всего написать отклик как раз на то произведение, которое вы полюбили больше всего. Здесь вам придётся анализировать свои эмоции, впечатления, то есть как бы стать в сторонке от самого себя и взглянуть на себя со стороны. Например, отчего такой-то образ вас так сильно задел? Может быть, это связано с какими-то вашими переживаниями? И вот здесь — не надо бояться! Личные эмоции, переживания — это то, что объединяет людей. Если в каком-то произведении вы, например, почувствовали переклички с вашим детством судьбой ваших родителей, друзей — можете быть уверены, что, если рассказать об этом честно, искренно, вас все поймут и над вами никто смеяться не станет.

            Другой вопрос — как передать читателю (в данном случае — проверяющему сочинение) свои личные эмоции. Здесь есть вполне объективные правила. Прежде всего — опасайтесь высокопарности, громких слов. «Рассказ этого писателя мне страшно (безумно, невероятно и тому подобное) понравился…» Таким фразам никто не верит, и лучше всего обойтись без них. Начните сочинение прямо с изложения сути произведения и постарайтесь самим изложением доказать, что данное произведение интересно, нескучно. Или используйте такой приём: начните с цитаты (только не длинной), которая вам кажется самой «выигрышной», самой, допустим, поэтической. И не надо объяснять, отчего эта цитата хороша. Просто расскажите, какие переживания и мысли она высказала, что вы чувствовали и думали в этот момент, когда читали это место.

          Теперь — второе. После хорошего начала можно слегка расслабиться и дать волю воображению. Есть два пути в написании рецензии. Первый — вы пересказываете сюжет, но так пересказываете, чтобы попутными замечаниями обнаружить его главный смысл. Нужно сказать, что это очень сложный путь. Не все могут пересказать произведение увлекательно, а некоторые произведения (например, этюды о природе) и вовсе не поддаются рассказу. Большой роман с обилием имён, сюжетных поворотов и так далее так же очень трудно пересказать. Лучше изберите второй путь, для профессионального критика, возможно, не самый «правильный», но для пишущего сочинение довольно выигрышный. Расскажите о произведении опосредованно, через образы и мысли, которые возникали в вашей голове по мере чтения. Это называется «ассоциативной критикой». Здесь вы чувствуете себя свободней, не боитесь ошибаться в фактах и оценках. Ваше право — понять произведение не так, как его понимает даже сам автор. Только при этом не надо быть оригинальнее всех на свете! Если всё-таки роман о любви, не доказывайте, что он — о коллективизации в деревне. И наоборот.

             Маленький совет и, если хотите, маленькая хитрость. Старайтесь писать недлинными фразами. Это придаст рецензии силы и динамичности, а кроме того, избавит вас от множества ошибок в пунктуации, которые вы, увлекшись изложением своих мыслей, можете не заметить, даже если вы

вполне грамотный человек. И не пытайтесь писать слишком «заумно», используя массу терминов и прочего. Вы легко можете в них запутаться.

            Очень важно — как закончить сочинение. Обычно учителя от школьников требуют так называемых выводов. Если такие требования предъявляются, что ж, придётся их выполнять, но в хорошей рецензии никаких «выводов» не должно быть. Это не товарищеский суд, а творческий анализ прочитанного. Лучше всего, если это будет «открытый» финал. Они помогают автору избежать менторства и позволяют читателю быть не «учеником», а «товарищем» автора рецензии. Самые интересные беседы, как правило, ничем не  заканчиваются. К ним возвращаются ещё и ещё. Так и рецензии на хорошее произведение — лучше, когда автор не пытается вычерпать его содержание до самого донышка и тем самым намекает на его глубину и значительность.

           «Открытый» конец может быть разным. Например — связать в одно целое данное произведение с иными произведениями автора и предложить, что он напишет в будущем. Или — задать некий вопрос, который вам самим кажется не очень ясным и вы как бы приглашаете читателя ответить на него вместе с вами. Или ещё как-то.

           Итак, с чего же в этом случае начать?

С проведения специальных уроков обучения рецензированию художественного текста. Ученики должны чётко представлять себе, что требует от них сочинение подобного рода; что такое рецензия как жанр; чем она отличается от обыкновенного сочинения — анализа текста.

          Поэтому обязательно отведём время на уроке для того, чтобы познакомить учеников с разновидностями жанра рецензии: литературно-критической или публицистической статьёй, эссе, развёрнутой аннотацией (образцы можно прочитать, а потом дать краткую характеристику). Коротко остановившись на своеобразии каждого вида, отметим главное: рецензия — это попытка разобраться в своих впечатлениях от прочитанного. Импульсом к её созданию служит потребность выразить своё отношение к прочитанному. Однако слово, сказанное писателем, в первую очередь затрагивает не ваш разум, а ваши эмоции: мы радуемся, негодуем, скорбим вместе с героями и только потом стремимся разобраться в своих переживаниях. Эмоциональное погружение в текст — первый этап постижения произведения. Наш непосредственный отклик на прочитанное зачастую остаётся в виде переживания, настроения, чувства. Очень важно не «проскочить» его,  но и не остановиться на нём. Собственно же работа над рецензией начинается тогда, когда мы попытаемся понять смысл прочитанного, а это возможно только в процессе неоднократного перечитывания художественного текста.

Основные виды рецензии:

  • небольшая критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;
  • эссе — это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;
  • развёрнутая аннотация, а которой рассказывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполнение, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка <…>

          Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединённых по тематическому, сюжетному, хронологическому принципу, перерастает в обзор или обозрение. 

          Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы познакомить ребят с тем, какие именно творческие работы мы понимаем под словом «рецензия», порекомендовать им, какой из видов рецензии им лучше избрать. Их же дело — остановиться на эссе, развёрнутой аннотации, обзоре или критической статье.

           хотелось бы еще раз обратить внимание на три основных компонента любой рецензии:

  1. отзыв;
  2. критический разбор;
  3. оценка произведения.

3.Эссе как вид творческой работы

      Эссе — вид творческой работы в словесной культуре — уже давно утвердился как жанр, нацеленный на познание многообразия мира и человека, на раскрытие внутреннего «я», на «безграничные поиски нас самих»

(М. Монтень).

     Следует учитывать и еще одно привлекательное качество эссе как жанра для образования школьников – его интегративное свойство, возможность объединять разные способы описания мира: и научный, и религиозный, и эстетический. Современная философия образования также вырабатывает стратегию предоставления школьнику возможности знакомства с различными формами описания мира и человека, выбора и осуществления собственного поиска. А разновидности эссе (философские, духовные, исторические, литературно-критические и др.) позволяют говорить об интеграции в разных областях образования человека: духовной, научной, культурной. В более узком смысле – о связи художественной литературы, словесного творчества с философией, религией, историей, другими видами искусства и т.д.

     Конечно, не каждый ученик, в том числе выпускник, способен писать в жанре эссе. Но его можно и нужно учить этому. Мы ни в коем случае не призываем отказаться от различных форм школьного сочинения. И тем не менее учитель должен быть готов к встрече с иными жанрами сочинения, в том числе эссе. Тем более этот жанр должен найти свое место в работе с творческими детьми.

В процессе подготовки учащихся к созданию эссе мы определили следующие этапы:

  • знакомство с эссе как жанром литературного произведения и разъяснение основных жанрообразующих признаков;
  • узнавание эссе, видение его особенностей и отличий от других сопутствующих жанров (на конкретных примерах);
  • анализ ученических образцов и творческие задания  для учащихся.

Знакомство с эссе как жанром литературного произведения

         Первый этап обучения предполагает знакомство с определением жанра эссе как литературного произведения. Эссе  (с франц. essay – попытка, проба, очерк,  от лат. exagium – взвешивание, exigo – взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную  или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо… Эссеистетический стиль  отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

          Родоначальником эссе является французский философ Мишель Монтель (1533-1592). С создания его «Опытов» в 1580 году в словесной европейской культуре бытует этот жанр.

          С тех пор как эссе утвердилось в виде самостоятельного жанра, его отличает подчеркнуто индивидуальный взгляд на тот или иной предмет, объект речи,  который описывает или переживает автор эссе. Это первое свойство эссе.

          Однако наличие конкретной темы и вопроса в эссе не предполагает их исчерпывающей трактовки, определения, утверждения, анализа. Это следующий признак эссе. Писатель характеризует явление с разных сторон, не охватывая его при этом полностью. В эссе предмет или явление служит побуждающей силой для мыслей пишущего. Автор как бы «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования. Это качество эссе определяется как свободное владение темой. Его можно наблюдать, анализируя названия. Часто в них присутствует предлог «о», так как заглавие лишь приблизительно отражает содержание работы (как соотношение части и целого), или является первоначальной точкой рассуждения автора, или вообще не связано с тематикой эссе. Не случайно наличие союзов «как» и «или» («О совести», «Книга как врата мира», «Беспощадная Европа, или Путешествие с пятое на десятое»).

          Эссе может быть посвящено философским и историческим проблемам, критическим и литературоведческим вопросам, автобиографическим фактам, искусству и мн. др. В нем могут соединиться различные способы освоения мира: и художественный, и научный, и религиозный. Например, философское эссе может содержать литературные и критические оценки, а литературно-критическое – философские проблемы.

        Эссе может воплощаться в любые литературные формы: это и моральная проповедь, и статья, и дневник, и рассказ, и исповедь, и речь, и очерк, и письмо, и слово и  др. Используя их возможности и пересекая жанровые границы, эссе, тем не менее, сохраняет свою специфику и жанровую самостоятельность.

        Для автора эссе главное – личное постижение мира и отношение к нему. В качестве же способов такого освоения мира он привлекает многочисленные примеры, проводит параллели, подбирает аналогии, использует всевозможные ассоциации, уподобления. Из многочисленного арсенала художественных средств автор выбирает метафоры, аллегорические и притчевые образы, символы, сравнения.

        Эссе – это непременно диалог, полемика, и прежде всего – с самим собой. Читатель же следит за красотой мысли автора, замысловатыми узорами его рассуждений, пытается разгадать загадку эссе. На поиск такой оригинальной идеи должен быть нацелен каждый, кто хочет раскрыть для себя этот жанр.

Пример

     Главным и неизменным признаком удачи художественного произведения является желание вернуться к нему, перечитать его и повторить наслаждение. В силу жизненных обстоятельств мы можем и не вернуться к любимому произведению, но сама надежда, мечта вернуться к нему греет сердце, придает жизненные силы. Насколько легко ограбить, обмануть культурного человека в жизни, настолько трудней его ограбить в духовном отношении. Потеряв многое, почти все, культурный человек, по сравнению с обычным, крепче в сопротивлении  жизненным обстоятельствам.  Богатства его хранятся не в кубышке, а в банке мирового духа. И многое потеряв, он может сказать себе и говорит себе: я ведь еще могу слушать Бетховена, перечитать «Казаков» и «Войну и мир» Толстого. Далеко не все потеряно.

      Чтение Достоевского в юности производило потрясающее  впечатление. Я до сих пор уверен, что человек, прочитавший «Преступление и наказание», гораздо менее способен убить другого человека, чем человек, не читавший этого романа. И дело не в том, что Достоевский в этом романе говорит о справедливой наказуемости преступления. Дело в том, что Достоевский в этом романе разворачивает перед нашими глазами грандиозную психическую сложность человека. Чем отчетливее мы  понимаем психическую сложность живого существа, тем трудней его уничтожить. Нормальный человек может срубить дерево, некоторым образом чувствуя жалость к нему, с еще большим чувством жалости, но, преодолевая его, он может зарезать животное, чтоб воспользоваться его мясом, но перед убийством человека для нормального человека встает невидимая, но хорошо ощущаемая стена – это сама психическая сложность человека. Человек слишком сложен, чтобы убивать его. Убивая человека, ты слишком многое убиваешь заодно с ним, и прежде всего, свою душу. Убийство человека – это в миниатюре уничтожение жизни на Земле (Ф. Искандер).

 Отзыв

В своем небольшом эссе Фазиль Искандер затронул очень важную для современных людей тему: отношение к литературе, отношение к духовным ценностям. По мнению Искандера, жизненные силы  придает и сама литература, и постоянное желание вернуться к любимому произведению. Это тема в наше время  особенно актуальна, потому что все больше молодых людей перестают читать: место чтения в их жизни занимают кино, телевизор, компьютерные игры. Кроме того, современный школьник очень загружен, и у его часто не хватает времени на глубокое вдумчивое чтение. Редко кто читает, например, «Войну и мир» Толстого или «Преступление и наказание» Достоевского целиком: появившиеся краткие версии произведений стали заменителями настоящей литературы. Поэтому моя точка зрения не совсем совпадает с точкой зрения Искандера. Я думаю, что современный человек, даже потеряв все, уже не может сказать: «Я ведь еще могу слушать Бетховена, перечитывать «Казаков» и «Войну и мир» Толстого». Не может, поскольку у него нет изначальных ориентиров, нет опыта наслаждения от чтения и перечитывания художественного произведения.

       Но для автора эта мысль является одной из главных: она помогает ему доказать основную идею текста. Кроме того, для передачи своих мыслей и создания большей убедительности Искандер использует различные языковые средства: метафоры, сравнения, эпитеты. Хочется привести некоторые примеры метафор: мечта греет сердце, богатства хранятся в банке мирового духа. Очень интересным и ярким является  следующее  развернутое сравнение: «насколько легко ограбить, обмануть  культурного человека в жизни, настолько трудней его ограбить в духовном отношении».  Эпитеты помогают усилить впечатление: грандиозная сложность человека, потрясающая впечатление.

    Обращение к теме творчества Достоевского необходимо Искандеру для углубления в тему. Именно Достоевский доказал, что жизнь есть одна из важнейших духовных ценностей на Земле. В этом я полностью согласен с автором и готов вслед за ним повторить, что каждый из нас – это целый мир в миниатюре.

Рецензия

   В своем эссе Фазиль Искандер рассуждает о высших категориях бытия. Предметом внимания автора являются такие сложные понятия, как искусство, жизнь, смерть, человек. Размышления Искандера о роли литературы в жизни человека и общества имеют в наши дни особую актуальность, которая обусловлена падением интереса к чтению. Слова известного писателя о роли литературы в духовном  становлении личности звучат очень убедительно. В целом с точки зрения автора эссе можно согласиться, однако иногда вызывает  недоумение сама форма, в которую облекается мысль. На мой взгляд, необходимо избегать лексических повторов в тех случаях, где повтор не является средством выразительности. Поэтому неоправданным является лексический повтор в предложении: «Насколько легко ограбить, обмануть культурного человека в жизни, настолько трудней его ограбить в духовном отношении». Кроме того, неудачным представляется само утверждение «культурного человека легко ограбить». У неискушенного читателя такая фраза может вызвать нежелание становиться культурным человеком!

      Искандер невольно сталкивает в тексте  значения слов-омонимов: «Богатства его (культурного человека) хранятся не в кубышке, а  в банке мирового духа». Здесь невольно смешиваются слова банк и банка, и возникает такой нежелательный комический эффект: как будто слова хранятся в стеклянном сосуде.

      Не совсем логичным представляется переход  к Достоевскому во втором абзаце текста. Думается, два абзаца текста не очень связаны между собой и могут восприниматься как два независимых микротекста.

       Рассуждения Искандера о Достоевском очень интересны и глубоки. На примере «Преступления и наказания» писатель показывает,  какое благотворное влияние оказывают величайшие творения человеческого духа на человека: тот, кто прочитал это произведение, «гораздо менее способен убить другого человека, чем человек, не читавший этого романа». Эта идея в тексте выражена ярко и убедительно.

Эссе

     «Не убий». Вновь и вновь возвращаются писатели к этой библейской заповеди. Вот и Фазиль Искандер размышляет над основной идеей «Преступления и наказания» — главного произведения русской литературы.

       Это произведение изучается в старших классах. Немногие могут понять его до конца при первом знакомстве: слишком  глубокой оказывается та «грандиозная психологическая сложность человека», о которой пишет Искандер. И мое личное впечатление от этой книги было, как  я  понял позже, поверхностным. Но второе и третье обращение к этому тексту оказалось иным: текст понравился, вызвал много раздумий и чувств. Проявился тот самый «признак удачи художественного произведения», о котором говорит Искандер: возникло желание возвращаться к тексту, перечитывать его и «повторять наслаждение».

      Мысль о необходимости перечитывать то, что когда-то было просто прочитано, кажется мне необыкновенно верной. Я получаю от перечитывания больше удовольствия, чем от первого знакомства с текстом. Только при перечитывании вскрываются глубинные слои художественного текста,  и читатель получает возможность полнее осознать идею книги.

         Искандер проводит очень интересную параллель, сравнивая три вида уничтожения живого: срубить дерево – зарезать животное – убить человека. И если первые два действия можно оправдать (дерево служит строительным материалом, мясо животного идет в пищу), то убийство человека оправдать нельзя никак. Это в XIX   веке доказал Достоевский – к этой мысли возвращается наш современник Искандер.

Какие же изобразительно-выразительные средства помогаю ученику в написании ЕГЭ сочинения.

 Изобразительно-выразительные средства

Изобразительно — выразительные средства используются при оформлении текста с целью сделать его эстетически привлекательным, доставляющим удовольствие.

    Существуют общие и специальные средства выразительности.

Общие средства выразительности

     В числе общих средств выразительности надо  назвать следующие: многозначные слова, слова в переносном значении, архаизмы, неологизмы, слова, придуманные автором, термины, стилистически окрашенная лексика, оценочная лексика, синонимы, антонимы (в том числе контекстные),  омонимы, паронимы, вводные слова, ряды однородных членов, фразеологизмы, афоризмы, цитаты, примеры, пословицы и поговорки и т. д.

      Вы прочитали знакомые вам термины и, возможно, удивились, увидев их в списке средств выразительности.  Выразительными эти языковые единицы становятся только в тексте (в контексте). Общие средства выразительности очень характерны для научных и публицистических текстов.

       У многозначных слов, в том числе имеющих переносное значение, часто открывается наличие нескольких значений, то же можно сказать об омонимах.

  • Стилистически окрашенная лексика создает явление стилистического контраста: книжная (высокая) лексика при «столкновении» в одном предложении или микротеме с разговорной (сниженной) вызывает эмоциональный отклик у читателя.
  • Синонимический ряд, паронимы в одном или соседних предложениях уточняет смысловые оттенки того, о чем говорит автор.
  • Все перечисленные синтаксические средства (от вводных слов до рядов однородных членов) служат логическому выделению подробностей, важных для автора (это средства логического ударения).
  • Устойчивые словосочетания, пословицы и т. д. придают тексту яркость, авторитетность, живость. Это признаки блестящей речи.

Приведем примеры введения в текст общих средств выразительности:

Особенно здесь не повезло почему-то Суворову.

а) экспрессивный синтаксис: придаточное времени выдвинуто далеко вперед;

б) контекстные синонимы: «нелепости» — «плоды»;

 в) слова, образованные автором: «новорусский», «образованщины». 

Специальные средства выразительности

      Специальные средства выразительности усиливают общие средства тем, что делают их красивыми. Специальные средства украшают текст, уточняют мысль автора.

     И общие, и специальные средства выразительности текста нужны автору, чтобы успешнее воздействовать на читателя:  донести мысль  и сделать ее понятной, текст сделать красивым и вызвать эмоциональный отклик адресата.

     К специальным средствам относятся тропы и риторические фигуры.

 1. Тропы — слова, употребленные в переносном  (часто не зафиксированном словарем) значении, несущие эстетическую нагрузку в тексте. Кроме того, они помогают кратко переделать сложное содержание. Текст, в котором  использованы тропы, нагляден, зрим, (то есть изобразителен, автор «рисует словами»), а значит, будет лучше воспринят и понят.

    К тропам, употребляемым в научных и публицистических текстах, относятся эпитеты, метафоры, метафорические метафоры, олицетворение, ирония, парадокс, гипербола, литота и др.

  • Эпитет —  образное, необычное, неожиданное определение, обычно выраженное прилагательным или наречием образа действия. Эпитет «вбирает» в себя содержание целой ситуации, его смысл требует пояснений.
  •    Сравнение оригинальное, необычное сопоставление, уподобление двух предметов или явлений. Сравнение выявляет не любой (случайный), а важный признак сравниваемых объектов.

Как крылья доброй птицы, обнимают полукружные колоннады Казанского собора…

Развернутые  сравнения подробно описывают целую ситуацию, связанную с предметом, которому уподобляется другой предмет,  при этом признаки и свойства того, с чем сравнивается, переносятся на то, что сравнивается.

  • Метафора — перенос значения одного понятия на другое на основании условного сходства. Структура метафоры и сравнения одинакова, так как метафора — это скрытое сравнение. Метафоры должны быть оригинальными, необычными, вызывающими эмоциональные ассоциации.

Развернутая метафора похожа на развернутое сравнение, но в то  же время отличается от него. Развернутая метафора более неожиданна и иносказательна

    Оценка книги, утвердившаяся на известный срок, очень часто меняется. Какая-нибудь будка, расположенная вблизи., может заслонить башню, стоящую вдали.

                                                                                                         (С. Маршак)

Метафорический эпитет соединяет в себе признаки метафоры и эпитета.

 Без читателя не только наши книги, го все произведения Гомера, Данте, Шекспира, Гете, Пушкина — всего лишь немая и мертвая груда бумаги.                         (С. Маршак)

Олицетворение — перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления, когда о них говорится как о человеческих существах. Это разновидность метафоры.

Гипербола — разновидность метафоры или сравнения, состоящая в том, что сопоставляемому компоненту приписываются свойства, значительно превышающие реальные.

Тургенев называл вдохновение «приближением бога»

    2.Риторические фигуры — это особые формы  («фигуры») высказываний, в которых с помощью лексических и грамматических средств  увеличивается выразительность текста и,  следовательно, сила его воздействия на адресата.

    Мы распределили те риторические фигуры, которые особенно популярны в научных и публицистических текстах, на три группы (по А.К.Михайловской)

  1. Фигуры, выявляющие соотношения значений слов — понятий в них: эта антитеза и градация.
  2. Фигуры, которые облегчают слушание речи, её понимание и запоминание: это повтор, анафора и эпифора, параллелизм и переход.
  3. Риторические фигуры, помогающие диалогизации монологической речи. Они привлекают и оживляют внимание адресата, побуждают к «собственному внутреннему слову», способствуют установлению гармонических отношений между говорящим и слушателем. Это фигуры риторического обращения, риторического восклицания, риторического вопроса, одобрения, умаления, введение в текст вымышленной автором речи — собственной или чужой.
  • Антитеза — это способ создания идей: автор из мысли извлекает противоположность, познаёт мир не только путём сравнения сходных явлений (метафора), но и в столкновении явлений «противоположных», «крайних».

    Антитеза — форма, в которую часто облекаются афоризмы.

    Антитеза придаёт мысли остроту и выразительность.

    Когда всё спокойно, ты шумишь; когда все волнуются, ты спокоен.

(Цицерон)

  • Градация — риторическая фигура, суть которой состоит в расположении перечисляемых элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения («восходящей градации») или в порядке убывания значений («нисходящей градации»).

   Полная жизнь русской классики в школе — это условие существования нашего народа, нашего государства; это, как принято сейчас говорить, вопрос национальной безопасности. Не читая «Онегина», не зная «Преступления и наказания», «Обломова»…, мы превращаемся в кокой-то другой народ. Да что там «народ»! Нас и так уже иначе как «населением» не называют…»

(В. Непомнящий)

  • Повтор используется для усиления высказывания, придания речи динамичности, определенного ритма.

     Лексический повторповторение одного и того же слова или словосочетания  с        небольшими вариациями.

     Морфемный повтор повторение окончаний, суффиксов, приставок, корней.

    Да, непоправимое, но  не бессмысленное. Да, «невольник чести», но ведь чести…

    Все остальное им не нужно, все отрицательное не важно, нам еще многое пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию этой истины (что есть честь).

(Д. Шеваров)

  • Анафора  (единоначатие) — разновидность повтора: одно и то же слово, несколько слов, повторяются в начале нескольких фраз, следующий одна за другой.

    Анафора придает ритм речи. Слушающий настраивается на определенную модель (схему) фразы или текста, знает, чего ему ждать. Это выгодно для говорящего и приятно для адресата.

       Мне не хватает дедушкиного дома  с его большим зеленым двором…

    (Ф. Искандер)

  • Эпифора — повтор заключительных элементов, последовательных фраз..
  • Синтаксический параллелизмповтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми.
  • Периодспособ синтаксического оформления сложного предложения, который соединяет в себе анафору и синтаксический параллелизм.

   Когда я думаю о судьбе русской литературы, когда я вспоминаю тот ратный подвиг, который совершила она, когда  я понимаю, что она живет в душе каждого человека в любые времена — тогда я соглашаюсь с Максимом Горьким: да, литература — самое главное, это наша национальная гордость!

  • Риторическое восклицание отмечает эмоциональную смысловую кульминацию отрезка (части) речи.Служит задаче установления активного взаимодействия с адресатом.

   О времена! О нравы!

                     (Цицерон)

  • Риторический вопрос служит для эмоционального выделение смысловых центров, для формирования эмоционально-оценочного отношения адресата к предмету речи.

   Что такое культура, зачем она нужна?

(В. Непомнящий)

  • Гипофора —вопрос на ответный ход, это отрезок монологической речи, объединяющей риторический вопрос (или серию вопросов) и ответ на них; вопрос-раздумье.
  • Риторическое обращение или восклицаниеиспользуется не только для  называния адресата, сколько для привлечения внимания.

   Русь! Русь! Куда стремишься ты?

(Н. В. Гоголь)

  • Введение чужой речи(вымышленной). Автор текста выступает как драматург, создающий предлагаемые реплики слушателей, с которыми он или соглашается, или спорит. Кроме голоса самого говорящего, в его речи начинают звучать другие голоса, выступающие с других позиций (мнение оппонента); рассуждение превращается в обсуждение.

   Если исключить редких чудаков, мы обыкновенно стараемся окружить и выставить себя в лучшем виде, показать себя самим и другим даже лучше, чем мы есть на самом деле. Вы скажете,  это суетность, тщеславие, притворство. Так, совершенно так. Только позвольте обратить внимание на два осень симпатичных побуждения…

(В. Ключевский)

  • Ободрение и одобрение — фигура косвенной или прямой хвалы и внушения бодрости или надежды адресату. Особенно часто используется в  начале или в конце речи.

   Людям мудрым, влиятельным и могущественным — таким людям, как вы (судьи), надлежит приступить к врачеванию недугов, от каких государство тяжелей всего страдает.

(Цицерон)

План — конспект

урока русского языка

в 11 классе

Тема: Подготовка к ЕГЭ. Сочинения — рассуждения разных жанров.

Цель: 1. Продолжить работу по подготовке к ЕГЭ. Учить находить отличительные признаки      сочинений — рассуждений разных жанров: отзыва, рецензии, эссе.

           2. Развивать речь учащихся, умение анализировать, систематизировать, обобщать материал, делать логические выводы.

           3. Воспитывать настойчивость в овладении знаниями.

           4. Воспитывать милосердие, любовь ко всему окружающему.

Ход урока

I. Оргмомент

II. Повторение изученного о сочинении — рассуждении

У.      Ребята, вас ждёт очень серьёзное испытание — сдача ЕГЭ. Вы уже, конечно, знаете, что тест состоит из трёх частей и что третья часть — самая сложная, требует тщательной подготовки. Вам предстоит написать сочинение — рассуждение по предложенному тексту. Жанр — отзыв, рецензия или эссе. Сегодня вы проверите себя, что знаете хорошо и что нужно ещё отработать.

             Итак, давайте вспомним, что такое сочинение — рассуждение.    О.       Сочинение — рассуждение предполагает определенную свободу в изложении материала, т.к. автор должен представить свои мысли, возникшие после прочтения текста.

         Кроме выражения своей оценки, в подобном сочинении автор должен высказать аргументированную позицию, доказывая ее анализом текста. Сочинение-рассуждение должно содержать тезис, его доказательство, а также вывод. В рамках рассуждения можно выделить следующие виды сочинений: отзыв, рецензия и эссе.

У.     Правильно, ребята, главное в сочинении — рассуждении — высказать свою позицию, доказать её, привести необходимые аргументы.   

              Давайте вспомним отличительные особенности каждого вида сочинений. Что такое отзыв?

О.          Отзыв — этап постижения текста — «эмоциональное погружение в текст», Это попытка разобраться в собственных чувствах, вызванных прочитанным произведением, рассуждение о своих переживаниях, настроении. Поэтому в содержание отзыва включаются только те элементы, которые затронули автора лично, вызвали в душе его отклик.

У.             Расскажите поэтапную работу над отзывом.

О.         В отзыве о предложенном тексте ученику необходимо высказать свое мнение — не обязательно критическое.

  • Для того чтобы написать отзыв, нужно очень внимательно прочитать предложенный текст. 
  • Определить его тему, идею. Если текст актуален, объяснить, что именно составляет его актуальность. Сформулировать свое отношение к проблеме. Обосновать  свою точку зрения.
  •  Если вы сумеете грамотно выстроить систему доказательств, то, возможно, убедите читающего в своей правоте.

Для того чтобы изложение вашей точки зрения не было «хаотичным», бессистемным, мысленно создайте «цепочку» рассуждений, по которой вы будете вести свою речь: о чем я буду говорить ® для чего я это буду говорить ® почему я об этом буду (или хочу) говорить ®в чем хочу убедить собеседников ® к какому результату хочу привести всю беседу (дискуссию).

Записать: поделиться своими впечатлениями о прочитанном, высказать свои чувства, мысли и переживания,  сказать об актуальности проблемы, в чём ты видишь её актуальность.

У.        Теперь обобщим наши знания о рецензии как жанре сочинения — рассуждения.

О.    Сочинение-рецензия — вид работы по литературе, который практикуется в старших классах, как в процессе обучения, так и на выпускных (переводных) экзаменах, это распространённая форма написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку.

           Рецензия может быть написана на сочинение школьника, фильм, спектакль, литературный концерт, но чаще всего учитель предлагает написать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение литературы.

               Рецензияразвёрнутое критическое произведение искусства, в основе которого — анализ художественного произведения в единстве его содержания и формы.

Цели рецензии:

          1) Дать аргументированное истолкование и оценку идейно-художественного своеобразия произведения.

          2) Поделиться впечатлением о прочитанном,  привлечь внимание к понравившемуся произведению, участвовать в обсуждении.

          В рецензии преобладает не эмоционально-субъективная (понравилось — не понравилось), а объективная оценка. Читатель выступает как критик и исследователь. Предметом исследования является произведение как художественный текст, поэтика автора, его позиция и средства её выражения (проблематика, конфликт, сюжетно-композиционное своеобразие, система персонажей, язык и т.д.).

хотелось бы еще раз обратить внимание на три основных компонента любой рецензии:

  • отзыв;
  • критический разбор;
  • оценка произведения.

Записать:  анализ изобразительных средств, которые лучше помогают понять основную мысль произведения.

У.          Что такое эссе?

О.  Эссе  (с франц. essay – попытка, проба, очерк,  от лат. exagium – взвешивание, exigo – взвешиваю) – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, содержащее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную  или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо…

  • В эссе могут быть элементы повествования или описания, но его главная задача-рассуждение, выражение открытой авторской поэзии, поэтому в эссе отсутствуют вымышленные персонажи и связующий их сюжет.
  • Стиль эссе отличается образностью, афористичностью, использованием разговорной лексики. Для эссе характерны импровизация в трактовке произведения, непринужденная манера изложения. Композиция эссе свободна.

Записать: В эссе предмет или явление служит побуждающей силой для мыслей пишущего. Автор как бы «ходит кругами» вокруг конкретной темы, словно «плетет кружево» или «паутину» повествования. Это качество эссе определяется как свободное владение темой.

У. Теперь, ребята, когда мы повторили всё необходимое о сочинении — рассуждении, давайте на конкретных примерах попробуем найти отличительные черты каждого вида сочинения.

(раздаю ученикам карточки с отрывками из сочинений)

  1. Работа по карточкам

Отзыв

            Вопрос о том, что есть человеческая душа, был и будет актуален – до тех пор, пока на свете живут люди, этой душой обладающие. Рассуждение  М. Пришвина о душе – не первое и не последнее, но, как и любое другое рассуждение об этой проблеме, — необычное и интересное.

Рецензия

            Повторяющийся союз «и» (в других последних предложениях – с наречием «ещё») может говорить как о том, что автор позволяет себе последовательно записывать «то, что пришло в голову», так и о том, что автор делает это сознательно, одновременно лишая рассуждение логичности, обычно свойственной письменным текстам, — и делая его вполне логичным, то есть понятным обычному читателю.

Эссе

            У человека – любого – есть душа. Это известно всем. Но известно ли кому-нибудь, что такое эта душа, существует ли она в реальном мире или только в нашем воображении? Наверное, каждый человек, рано или поздно, осознанно или не осознанно пытается решить – для себя – этот вопрос.

IV.  Комплексный анализ текста

У.    Ребята, мы обобщили знания о сочинении — рассуждении. Теория — это одно дело, а вот практика — это совсем другое. Написать сочинение — всегда очень сложно, но мы сейчас с вами попробуем это сделать.

          Перед вами текст Елены Лайковой. Сейчас мы его прочитаем и, разбившись на группы, напишем отзыв, рецензию, эссе.

           Зима. Из канализационного колодца валит пар. Вокруг оттаявшая земля. Подхожу ближе: земля шевелится. Да это брошенные людьми собаки, и в глазах их – горе и страх. Я знаю людей, которые выставляли на улицу свою собаку за то, что она не могла больше приносить потомство, а значит – дохода. Что же получается: деньги вместо души? Почему дефицит милосердия сегодня так велик?

        Что станет с нашим разумом и нашим сердцем? Не покинет ли нас доброта навсегда? Ведь уже сегодня её недостает нам всем! Горе у товарища – мы не спешим ему на помощь. Ребёнок с интересом смотрит, как голубь с отрезанными лапками мучается, не может приземлиться, — мы снова проходим мимо.

         Преступно мало мы говорим об отношении человека к четвероногому другу, словно нет в нашей жизни жестокости! Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям.

         Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология – сферы, в которых жизнь собаки – подвиг во имя человека. Где же наша человеческая благодарность, милосердие?

(Е. Лайкова .)  

Вопросы по тексту:

  1. О чем этот текст? ( вокруг нас очень много жестокости, мимо которой мы проходим, безжалостное отношение человека к животным)
  2. К чему призывает автор текста? (быть милосердными к животным, к окружающим людям).
  3. Как называется предложение, с которого начинается текст? (Зима. — Это назывное предложение. Холодно, сильный мороз).
  4. Какие ассоциации проявляются у вас, когда вы читаете предложение с олицетворением: земля шевелится? ( автор нас заинтриговывает: что же там?)
  5. Какие риторические фигуры использует автор? (риторические вопросы служат для эмоционального выделения смысловых центров текста, автор заставляет нас подумать над поставленными вопросами)
  6. Для чего автор использует вопросительные предложения? (хочет достучаться до сердца каждого, призывает людей быть милосердными.)

Главное в отзыве: мои эмоции по поводу прочитанного, актуальность проблемы.

 — в рецензии: изобразительные средства, использованные автором для раскрытия темы, с целью высказать своё отношение к проблеме.

 — в эссе: размышляю о ключевом слове текста — о милосердии, «хожу кругами» вокруг конкретной темы,  словно «плету кружево» или «паутину» повествования.

У. Каждая группа будет работать самостоятельно. Мы не будем называть вслух тот вид сочинения, над которым вы работаете. Вы должны будете узнать самостоятельно, о каком жанре идёт речь.

( Ребята работают несколько минут, а затем зачитывают свои сочинения)

V. Рефлексия:

               — Что вам понравилось сегодня на уроке?

               — Было ли вам интересно?

               —  Какие выводы вы сделали для себя?

               — Что вам не понравилось?