«Международный день родного языка»

Сценарий  мероприятия, посвященного Международному дню родного языка.

Цели:

  1. Показать роль языка в жизни человека и в жизни общества.
  2. Прививать любовь и бережное отношение к родному языку и к языку братских народов.
  3. Воспитывать культуру речи.

                                                                  Мы будем помнить каждый миг,

                                                                  Наш лучший друг – родной язык!

                                                                  Невозможно стать культурным,

                                                                  Без родной литературы!   

Вступление. Сообщение темы. (Слайд 1).

Сегодняшнее мероприятие, посвященное Международному дню родного языка, хочется начать с высказывания П.А. Вяземского о языке (слайд 2).

Ведущий (Слайд 3) Ежегодно 21 января отмечается Международный день родного языка. И это не случайно. (Слайд 4) Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира люди сегодня говорят на 6000 языках. А всегда ли это было так?Существует библейская легенда о том, что когда-то все люди говорили на одном языке.

(Слайд 5). После всемирного потопа, потомки Ноясначала все жили в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе памятник, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба, показывая тем самым свое величие перед богом. Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Вот это событие и называется «вавилонским столпотворением», которое сейчас употребляется в значении суматоха, беспорядок, неорганизованность.

 Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.

А интересно, как относились к языку в давние времена? Перенесёмся на минуту в Древнюю Грецию и послушаем разговоры двух людей: Ксандра и его слуги – первого баснописца Эзопа.

«- Я велел тебе, Эзоп, купить на базаре самую дорогую в мире вещь. Где она?

— Вот, мой господин. Это – язык!

— Почему язык? Неужели ты считаешь, что это самая дорогая  в мире вещь?

— Да, мой господин, разве может быть в мире что-нибудь дороже языка? Язык – это первые слова ребёнка: «мама», «солнце», «цветок». Язык даёт нам возможность понимать друг друга. Язык – это целый мир.

— Ну хорошо! Я велел тебе купить и самую дешёвую вещь в мире.

— Вот она, мой господин!

— Снова язык?!?

— Да. Язык – самая дешёвая вещь в мире. Язык может служить вражде и ненависти, быть орудием клеветы».

         Трудно не согласиться с Эзопом. Подаренная нам природой возможность говорить обязывает ко многому. Статья 25 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества», а статья 29 гласит: «Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства».

Сегодня препятствий для человеческого общения практически не существует. Но давайте себе представим на минуточку, что в мире исчез язык. Нет, не конкретно русский, японский, английский, а язык вообще. Как универсальная знаковая система, как средство человеческого общения. Исчезли книги, почта, телефон… Как смогут люди понять друг друга? Чем воспользуются для этого? Жестами? Языком музыки, искусства? Человек пришёл в Мир… Станет ли он «человеком» в том полном значении этого слова, если его изолировать от общества. Как часто дети, оказавшись вне человеческого общества, погибали, вернувшись к людям. Чаще всего причиной этого было неумение общаться.

Общение! Высший дар, которым наделено человечество. И самую важную роль здесь играет речь, устная и письменная. Но ведь её не было бы,  не научись люди оформлять звуки в виде букв. Потом возникла необходимость в систематизации этих букв, и появились алфавит (по-гречески) и азбука (по-русски). Алфавит – это совокупность знаков какой-либо системы письма, расположенных в традиционно установленном порядке. Наша страна приобрела алфавит более 2000 лет тому назад. Чтобы глубже понять закономерность языка, его богатство и разнообразие, пробудить интерес к изучению языка, Необходимо изучить историю происхождения и развития алфавита.

Как создавалась азбука? Кто был её создателем? Наверное, у многих людей никогда не возникало мыслей о том, что такое язык, кто его придумал, почему возникла необходимость его создания, как он появился на свет, какие события сопровождали создание и развитие языка. Но ведь зная истоки, а так же историю его развития, глубже понимаешь сам язык, его графическое воплощение, его звучание и музыку… У людей, познавших эти тайны, возникает большой интерес к языку, трепетное отношение к нему, гордость за то, что мы, славянские народы, имеем свой необычный, неповторимый язык. И его возникновению мы обязаны первоучителям славянского народа – братьям Кириллу и Мефодию. Но это тема отдельного занятия. Мы не будем останавливаться сегодня на роли этих двух братьев, принявших участие в создании русского языка. Далее мы поговорим о его чистоте в наши дни.

Видео «Кирилл и Мефодий»

      

(Слайд 6). В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьёзно относиться и оберегать.

Россия — многонациональное государство. Каждая нация – это неповторимая культура, история, традиции и, конечно же, язык. Более 130 языков звучат в нашей стране. Какие языки мы можем услышать в нашем крае?

(Слайд 7). Мы можем услышать украинский язык, татарский, армянский,  молдавский, еврейский, немецкий,  и др. В нашей стране все граждане могут пользоваться своим родным языком, но средством межнационального общения является – русский язык.

На свете много стран больших,

И много малых есть,

И для народности любой

Язык свой – это честь.

Китаец, турок, серб иль чех,

Датчанин, грек иль финн, —

Конечно, вам дороже всех

Родной язык один. (Слайд 13).

А я судьбу благодарю,

Мне выше счастья нет,

Что вот по-русски говорю

Уже тринадцать лет. (Слайд 14).

 «Я, ты, он, она – вместе целая страна» (Непоседы)

Ведущий: Могуч и прекрасен родной язык. Послушайте, что говорили о нём выдающиеся русские писатели. (Слайд 8)

 Константин Георгиевич Паустовский говорил «Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость».

(Слайд 9). А Н.Г. Чернышевский говорил «Изучать родной язык необходимо… чтобы уметь употреблять его для выражения своих мыслей».

(Слайд 10).«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это состояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!». (утверждал Иван Сергеевич Тургенев)

Чтец:

Родной язык – народа достоянье,

Он с детства каждому из нас знаком,

Стихи и проза, сказки и преданья,

Всё мило нам на языке родном!

Учите, берегите речь родную,

Стихи слагайте, украшая жизнь!

Потомкам передайте речь живую,

Чтоб память о народе сохранить!

 Ведущий: «Речь – это показатель ума» — так гласит народная мудрость. И если человек засоряет свою речь матерными словами – это говорит только о его бедном словарном запасе и неумении владеть своими эмоциями. (Слайд 11). Знаете ли вы, что  в 17 веке по Соборному уложению царя Алексея Михайловича за матерные слова, произнесённые публично, полагалась смертная казнь? Мы не властны над речью других, но изменить собственную речь мы можем.

 Чтец:

Любите же родной язык

И грубым словом не поганьте!

Родной язык – могуч, велик,

Его цените, уважайте!

Слайд 12

Любой язык по-своему велик,

Бесценное наследство вековое.

Так берегите свой родной язык,

Как самое на свете дорогое!

Ведущий Что нужно делать, чтобы наша речь была грамотной, вежливой?

(Слайды 13 – 19).    Заповеди речевого этикета

1.Всегда знай, с какой целью и зачем говоришь.

2. Помни, что вежливость — основа речевого поведения

3. Уважай собеседника, не перебивай его.

4. Если твой собеседник допускает речевые  погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться

5. Говори просто, четко, понятно.

6. Не думай, что, употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.

7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

Итог мероприятия (Слайд 20).

Ведущий: Сегодня, у нас с вами состоялась очень важная встреча. И я надеюсь, что многие из вас поняли, что для того чтобы быть достойным гражданином своей страны, нужно сохранять её культуру и традиции, необходимо в совершенстве владеть родным словом и бороться за его чистоту.

Ведь, как гласит пословица:  «Самый красивый язык – родной язык,

     на котором мать говорит».

Родной язык – это живая связь времён. С помощью языка человек осознаёт роль своего народа в прошлом и настоящем, приобщается к культурному наследию. Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём изучайте его, страстно любите.

                            Будем гордиться своим словарём,

                            Грязь из него навсегда уберём!

                            Детям нельзя души матом пятнать,

                            Это родителям надо понять.

                                      Мат проникает в сердца и умы.

                                      С детства за это ответственны мы.

                                      Наша обязанность в детях беречь

                                      Доброе сердце и чистую речь.

                            Чтоб сквернословие крепко связать,

                            Каждый отец должен сыну сказать:

                            «Речь не грязни и язык не калечь!»

                            Души чисты там, где чистая речь.

                                      Дан нам язык, чтобы мысль выражать,

                                      А не за тем, чтоб его искажать.

                                      Грубостью женщина губит любовь,

                                      К ней же она не воротится вновь.

                            Мерзость нечистых речей велика.

                            Стыд молодца и позор старика.

                            Чтобы язык не растаял в веках,

                            Будем беречь чистоту языка.

                                                                           А.М.Пугаченков.

С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Так всю жизнь до глубокой старости, человек находится в мире языка. Без языка невозможно ни развитие науки, ни техники, ни ремёсел. То есть без языка наша жизнь была бы совсем иной. Поэтому, ребята, изучайте свой родной язык. Изучайте русский.