Сочинение — описание картины
Сочинение-описание картины
Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно предварительно подготовиться к работе. Хорошо бы воспользоваться справочными интернет — ресурсами, например, заглянуть в список художников http://www.artsait.ru/list.htm , внимательно почитать их биографии и внимательно рассмотреть картины живописцев. Так можно получить полное представление о творчестве того или иного мастера, различить технику, манеру письма, узнавать авторский стиль и основную тематику. Уверена, вы обязательно разберетесь в жанрах живописи, познакомитесь с характерными особенностями портрета, пейзажа, натюрморта.
Для успешного написания сочинения по картине, необходимо определить основные микротемы картины, оценить роль изобретательно-выразительных средств (формата, композиции, света, цвета, общего колорита); как эти средства помогают в выражении основной идеи полотна, авторской позиции.
Важно всмотреться в картину и прислушаться к себе: какое настроение она у вас вызывает, какие чувства пробуждает? А вот теперь можно попробовать передать свои впечатления в сочинении.
Не стоит забывать, что оно должно содержать ТРИ основных части: во вступлении вы необходимо сообщить краткие сведения о художнике и картине; в основной части необходимо дать анализ изображенного на картине и в заключении высказать свое отношение к картине. В сочинении нужно писать о своих впечатлениях, а не просто написать понравилась она вам или нет.
Примерная схема сочинения по картине
1. Дать небольшую справку о творчестве данного художника (какие картины и когда он написал, направление, в котором он работал, особенности его творчества).
2. Справка о данной картине (название, когда написана, под влиянием каких событий, жанр картины и так далее).
3. Описание картины:
а) сюжет картины (о чем повествует картина);
б) что изображено на переднем плане;
в) что изображено на заднем плане картины;
г) описать основных героев картины (если они есть);
д) детали картины;
е) основные цвета (краски) картины (почему художник выбрал именно их);
4. Используемые художником выразительные и композиционные средства (какое настроение передает эта картина?).
5. Роль этих средств в выражении авторской позиции, идеи картины.
6. Свои впечатления от картины (какое впечатление произвела, чем особенно понравилась, что осталось не до конца понятым…).
На самых первых этапах анализ может быть в последовательности «снизу вверх»: нижний край (земля, вода, фон…), средняя часть (основная, где, как правило, находится композиционный центр картины), верхний край картины (фон, небо).
Синонимические ряды для сочинения-описания картины:
художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист, баталист (художник, специализировавшийся на изображении войны), маринист (художник, рисующий морские пейзажи), бытописатель (художник, автор произведений бытового жанра);
создает, пишет, изображает, воспроизводит;
картина, полотно, репродукция, холст…
Название цветов и оттенков, которые можно употребить при описании картины: зелёный, изумрудный, жёлто-зеленый, жёлтый, золотистый, медный, багряный, красный, малиновый, сиреневый, оранжевый, синий, темно-синий, лазурный, небесно-голубой, бирюзовый, голубой, бледно-голубой, бежевый, коричневый, серый, и др.
В качестве примера возьмем краткое описание полотна художника Василия Верещагина «Апофеоз войны»:
«Верещагин знал о войне не понаслышке — он не раз принимал участие в боях — и написал множество картин, на которых изобразил то, что видел собственными глазами: не только бравых солдат и их военачальников, но и кровь, боль и страдание.
Однажды он задумался о том, как показать в одной картине все ужасы войны, как дать зрителям понять, что война — это всегда горе и смерть, как дать другим взглянуть на ее отвратительные подробности? Он понял, что недостаточно написать картину с полем боя, усеянным погибшими воинами, — такие полотна были и раньше. Верещагин придумал символ войны, образ, только взглянув на который, каждый сможет представить, насколько страшна любая война. Он написал выжженную пустыню, посреди которой возвышается пирамида из человеческих черепов. Вокруг — лишь сухие, безжизненные деревья, и только воронье слетается на свой пир. Вдалеке виднеется полуразрушенный город, и зритель с легкостью может догадаться, что и там жизни больше нет…»