Сочинение ЕГЭ
Скоро предстоит пройти ЕГЭ по русскому языку. Самая тяжелая часть экзамена – часть С. В моей статье я попыталась собрать подходящий материал, который поможет в подготовке к написанию июньского сочинения. Упростить написание сочинения позволяет универсальный план, на который можно опираться, прорабатывая практически любую из возможных тем ЕГЭ 2020 по русскому языку.
План сочинения
№ | План | Пояснение |
1 | Вступление | Подводка к проблеме 2-3 предложения Пример: — Телевидение… Оно прочно вошло в жизнь каждого современного человека, и нам уже сложно представить себе, как можно обходиться без ежедневного просмотра фильмов и передач. ,, |
2 | Формулировка проблемы | 2-4 предложения. Пример: — Однако, многие ученые, психологи и врачи бьют тревогу, предупреждая, что привычка проводить вечера перед телеэкраном ни к чему хорошему нас не приведет. Действительно ли чрезмерное увлечение просмотром телепередач негативно сказывается на жизни, познавательной и творческой активности человека, опасен ли этот вид досуга? Именно этими вопросами задается автор прочитанного мною текста В. Солоухин, ставя тем самым перед читателями проблему негативного влияния телевидения на современного человека. |
3 | Связка | 1-2предложния Противопоставление (лексические средства: но, же, напротив и т.п.); Сопоставление (как …, так и …; не только …, но…и и т.п.); дополнение (автору также важно) и др. |
4 | Комментарий, 1-й пример+пояснение | Сколько потребуется То есть, например, вы пишете: Главная опасность телевидения, на мой взгляд, заключается в том, что оно порабощает душу человека, навязывает ему определенный образ мысли, стиль жизни, стремления, идеалы и ценности – чаще всего ложные, пустые. Привыкнув к простой, стандартизированной информации, которая поступает «с голубого экрана» и усвоение которой не требует никакого умственного и душевного напряжения, человек вскоре оказывается неспособен воспринимать более сложные вещи – произведения искусства, классическую музыку, классические литературные произведения, они ему становятся попросту неинтересны, он считает их скучными.. [Это был аргумент, который мы придумываем на месте] Известный публицист В. Кутырев в одной из своих статей называет телевидение даром данайцев, то есть мнимым, иллюзорным благом, которое таит в себе угрозу. Тех, кто часами сидит перед экраном, публицист называет “невольниками на галерах”. Кутырев, как и Солоухин, видит отрицательное влияние многочисленных телевизионных каналов и передач на деятельность человека и его культуру. [Это был литературный пример, подтверждающий/иллюстрирующий аргументы, который (будем надеяться на лучшее) подготовлен у нас заранее]. |
6 | Связка | 1-2 предложения Противопоставление (лексические средства: но, же, напротив и т.п.); Сопоставление (как …, так и …; не только …, но…и и т.п.); дополнение (автору также важно) и др. Связка в начале, как зачин.: автор сопоставляет и пишем о герое до событий и после событий. Между примерами. Первый уже прозвучал. Чтобы убедить в правильности, которое прозвучало в начале, автор противопоставляет что-то чему-то. Сопоставляя героя в начале и в конце, автор показывает, как герой изменился. В дополнении. Ученик видит героя в начале, в конце, сопоставляет и, имея собственный опыт и суждения автора, дополняет. Совершается переход к авторской позиции. |
7 | Комментарий, 2-й пример + пояснение | Сколько потребуется Кроме того, психологи, утверждают, что длительный просмотр сериалов наносит огромный вред развитию подростка или ребенка. Дети, проводящие досуг у экрана, отличаются замкнутым характером, им, как правило, бывает трудно находиться в компании сверстников, так как они стеснительны и пассивны, не проявляют интереса к играм и забавам, не имеют увлечений.. Помимо этого, телевизор отбирает у человека самое ценное, что у него есть – время, которое можно было бы потратить на гораздо более важные и значимые вещи, например, на общение с близкими, что зачастую приводит к печальным последствиям. Например, в конце 90-х, когда по телевизору впервые стали показывать зарубежные сериалы, подавляющее большинство российских женщин невозможно было оторвать от экрана. Оставленные без ужина, внимания и заботы мужья в некоторых случаях даже подавали на развод, и семья разрушалась. |
9 | Связка | 1-2 предложения Противопоставление (лексические средства: но, же, напротив и т.п.); Сопоставление (как …, так и …; не только …, но…и и т.п.); дополнение (автору также важно) и др. |
10 | Позиция автора | 1-2 предложения Пример: Солоухин глубоко убежден в том, что всеобщее увлечение телевизионными передачами формирует потребительское отношение к искусству и снижает познавательную и творческую активность человека. |
11 | Собственное отношение к позиции автора | 1-2 предложения Пример: Трудно не согласиться с автором статьи. Я полностью разделяю его позицию и считаю, что люди действительно стали более пассивными, телевидение негативно сказывается на интересе к искусству и на жизни человека в целом. Попытаюсь доказать это. |
12 | Аргументация собственной позиции | 2-4 предложения |
13 | Вывод, заключение | 2-3 предложения |
Объём сочинения – не менее 150 слов. Самый оптимальный вариант – 300 слов.
Как правило, больше всего проблем у выпускников возникает при выборе примеров, а также написании к ним комментариев и пояснений. Учителя акцентируют внимание на таких моментах:
1. Примеров должно быть два.
2.Они должны быть связаны между собой.
3.К каждому примеру необходимо добавить пояснение
о сути, примеры и пояснения являются плавным переходом от формулировки проблемы к обсуждению позиции автора, поэтому они не должны быть вырваны из контекста. Также смотрите онлайн урок, посвященный написанию комментариев
Источник : https://youtu.be/rPC6dzQdfCk
Круг проблем
В 2020 году 27-е задание ЕГЭ может поднимать самые разнообразные проблемы, от солдатской судьбы до засорения русского языка. На самом деле круг возможных тематик неимоверно широк, что не позволяет заранее подготовиться к сочинению на все 100%. Тем не менее, следуя рекомендациям опытных педагогов, можно проработать основные направления, подобрать клише и произведения, на которые можно опираться, раскрывая ту или иную тему, что максимально упростит выполнение 17-го задания на ЕГЭ.
Какие проблемы могут быть в текстах на ЕГЭ по русскому языку?
Проблема овладения тайнами языка (отражение языка в природных явлениях; можно ли постичь природу с помощью языка).
Проблема отсутствия опыта общения с природой (каждому человеку необходимо непосредственное общение с природой).
Проблема взаимоотношения человека и природы (человек разрушает дом, в котором живёт; человечество – «болезнь» планеты).
Проблема духовной слепоты человека (жизнедеятельность человека, его поведение – реальная угроза нашей планете).
Проблема охраны природы (то, что создано природой, — величайшее чудо).
Проблема познания природы (природа прекрасна, но мы не замечаем этого).
Проблема ответственности человека перед будущими поколениями (нельзя по-варварски относиться к природе).
Проблема воздействия писательского слова на читателя (писатель должен хорошо знать то, о чём пишет).
Проблема недостаточной изученности и освоенности просторов нашей страны (путешествовать по неизведанным местам – увлекательное занятие).
Проблема неумения восхищаться красотой нетронутых и необжитых мест (понимание дикой, нетронутой красоты возможно лишь в моменты полного слияния с природой).
Проблема усталости русского языка от социальных потрясений (мы плохо представляем, что такое народ и чем он живёт).
Проблема изменения языка и причины этого (язык не может не изменяться, но это должно происходить постепенно и вести к совершенствованию, а не к деградации; в современном русском языке происходят слишком быстрые и, главное, чаще ненужные изменения; Язык отражает состояние общества, поэтому все негативные явления в языке можно изменить, только изменив ситуацию в обществе).
Проблема порчи и оскудения русского языка (состояние нашего современного языка вызывает тревогу).
Проблема засорения русского языка ненормативной лексикой (язык надо оберегать от засорения ненормативной лексики: жаргонизмы, вульгаризмы и т.д.).
Проблема развития и сохранения русского языка («слепое» использование заимствований приводит к искажению алфавита, разрушению слов, утрате культурных традиций).
Проблема канцелярита (канцелярит – опасная болезнь нашей речи; штампы угнетают «ядро» языка).
Проблема сохранения чистоты нашей речи (прививать бережное отношение к языку).
Проблема ответственности и уважительного отношения к языку и собеседнику (бережное отношение к языку означает и уважительное отношение к собеседнику; каждый человек несёт ответственность за то, как он говорит и пишет на родном языке).
Проблема связи языка с историей культуры, с историей страны.
Проблема преподавания родного языка (наш язык должен быть таким же красивым и богатым, как наша жизнь; задача учителя – научить родному языку).
Проблема отсутствия идеологии.
Проблема исторической памяти (русский народ способен на великие подвиги).
Проблема исторической памяти (как сохранить память о защитниках Вов, погибших во время Вов).
Проблема исторической памяти (исторические документы не могут показать, как война отразилась в судьбах людей, их сознании, душе, а без этого непонятен весь трагизм и драматизм войны).
Проблема солдатской судьбы (В судьбе солдата и трагизм, и величие: защищая родину, он может остаться неизвестным, но его подвиг стереть, забыть нельзя).
Проблема мироощущения солдата на войне (люди остро ощущают грань между миром и войной: происходит переоценка ценностей: истинная ценность – мир, и это укрепляет мужество, волю к победе).
Проблема мужества и стойкости солдата на войне (мужество и стойкость проявлялись в силе духа людей).
Клише
Хотя использовать на ЕГЭ 2020 по русскому языку готовые сочинение не рекомендуется, можно брать за основу так называемые клише (шаблонные фразы). Нанизывая их, как бусины на нить и разбавляя фразами с учетом особенности предложенной в задании темы, можно получить красивое и грамотно написанное сочинение, отвечающее основным требованиям. Стоит учесть, что для каждого блока существуют свои клише,
1. Проблема, поставленная автором текста
Вопрос, над которым размышляет автор.
- Автор текста (фамилия, инициалы) размышляет над проблемой(чего?)…
- Автор текста (фамилия, инициалы) предлагает своим читателям задуматься над проблемой(чего)…
- В центре внимания автора текста (фамилия, инициалы) проблема(чего?)…
- Проблемный вопрос. Такова проблема, которая привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы).
- Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора(фамилия, инициалы).
- Именно эта проблема привлекла внимание автора текста(фамилия, инициалы)
- «…?»- такой вопрос ставит в своем тексте автор (фамилия, инициалы).
2. Комментарий к проблеме.
Два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста
ВАЖНО: комментарий — не пересказ
На каком материале он раскрывает своё видение этой проблемы. (На каких примерах автор рассматривает проблему? Какими фактами, событиями иллюстрирует проблему? На чьи мнения ссылается?)
Первый пример + пояснение к примеру
Второй пример + пояснение к примеру
Связь между примерами (противопоставление, сравнение, причина – следствие, вывод, уступка)
1) Примеры – иллюстрации:
- Проблема раскрывается автором на примере…
- Автор обращает внимание читателя на …
- Не случайно автор изображает (кого, что?)…
- Поступок героя свидетельствует о том, что…
- В качестве примера автор рассматривает…
2) Пояснение к примерам:
- Писатель убеждает читателя в том, что…
- Этот пример показывает, что…
- Этот пример убедительно доказывает, что…
- Эти слова содержат глубокий смысл, который можно обозначить так…
- Автор неслучайно обращает внимание на…
- Эти события(факты, примеры) помогают понять…
- АВТОР отмечает, описывает, подчеркивает, останавливается на…, опирается на мнение…, сопоставляет, подтверждает свои мысли…
3) Связь между примерами:
- Размышляя над проблемой, автор противопоставляет….
- Для сравнения автор обращается к …
- Оба примера, дополняя друг друга, дают ясно понять….
- Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
- Несмотря на очевидную правоту героя, автор думает иначе…
- Объясняя причину поступка героя, автор приводит….
3. Авторская позиция
Ответ на проблемный вопрос, данный автором текста
- Автор считает, что…
- Автор подводит читателя к выводу о том, что…
- Рассуждая над проблемой, автор приходит к следующему выводу…
- Позиция автора такова…
- Автор убеждает нас в справедливости вывода о том, что…
- «Цитата из текста, где явно звучит вывод автора»
4. Моё отношение к позиции автора по проблеме и его обоснование
Мой ответ на этот вопрос + обоснование (опора на общечеловеческие ценности, общеизвестные факты истории и науки, обращение к собственному читательскому опыту, а так же зрительский опыт)
1) Отношение к позиции автора по проблеме:
- Я согласен с мнением автора.
- Нельзя не согласиться с мнением автора.
- Безусловно, автор прав.
- Моя точка зрения совпадает с позицией автора…
- Трудно не согласиться с автором.
- Я полностью разделяю позицию автора.
2) Обоснование собственной позиции:
- Сама история человечества не раз доказывала справедливость этого…
- Нужно вспомнить и тот научный факт, который еще раз подтверждает…
- Когда-то и я впервые услышал о том, что…
- Известный ученый/ политик/ спортсмен/ общественный деятель/писатель об этом говорил так…
- Нельзя не вспомнить героя известного фильма/ романа…
5. Заключение
Подводим итог сочинения- примерно 2-3 предложения.
- Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, поднятой в тексте, и постараются…
- В заключение хочется выразить надежду на то, что…
Стоп-слова
Казалось бы, что плохого в тексте, приукрашенном эпитетами и художественными оборотами. Оказывается, некоторые фразы, которые являются некорректными с точки зрения русского языка, а потому их стоит избегать в сочинениях, особенно когда это выпускная экзаменационная работа. Предлагаю ознакомиться со списком таких стоп-слов и фраз, а также при случае проверить, не грешат ли такими оборотами готовые сочинения, предлагаемые в сети для подготовки к ЕГЭ 2020 по русскому языку
Список слов, запрещённых к употреблению в школьных сочинениях по литературе
(плод коллективного творчества многих учителей)
автор в своём тексте (Автор в тексте ничего не делает! Его там вообще нет.)
автор пытается (Это вы пытаетесь, а не автор — текст его уже готов. Ну и см. выше.)
автор этим хотел сказать (Всё, что автор хотел сказать, он сказал. А мы можем говорить только о том, что мы поняли, так что если в тексте нет прямых признаний автора (я, А.С. Пушкин, сим хочу сказать то-то и то-то), то у нас нет оснований считать, будто мы знаем, что хотел сказать автор. Кроме того, что он хотел сказать и что он сказал — далеко не всегда одно и то же.)
автору удалось передать, писатель хорошо изобразил, автор очень точно описал (Кто мы такие, чтобы покровительственно похлопывать автора по плечу? Мол, удалось, молодец, справился, хорошо, пиши ещё! Тем более что (если только речь не о том, что нам самим хорошо знакомо) мы не видели того, что писатель изобразил или передал: так откуда нам знать, удалось или не удалось, хорошо или дурно, точно или с ошибками?)
актуально (Да, что-то бывает и актуально, но обычно не стоит искать в текстах, созданных в прошлом и тем более позапрошлом веке, сегодняшние проблемы.)
гениальный автор; в великолепном романе и т.п. (Не стоит расхваливать автора и произведение, так как обычно это не имеет отношения к теме сочинения; так что если вы назовёте Пушкина гениальным, или Лермонтова непревзойдённым, или тот или иной роман великолепным, оценка выше не станет.)
гипербола вообще не всегда уместна, так что сдерживайте себя: «В «Войне и мире» огромное количество переплетающихся сюжетных линий, небывалое число действующих лиц» — нет, не огромное, и сосчитать их можно довольно быстро; и нет, не небывалое: в «Сильмариллионе» и «Властелине колец», например, их очень много, а то ещё можно Библию вспомнить.
весь, весь этот, весь тот в конструкциях типа «видим весь трагизм ситуации»,
«показывает всю красоту русской природы», «передал всю ту атмосферу войны» (Обычно это или лишнее слово, или ещё и грамматическая ошибка: какую «ту»?)
данный текст (Никто вам текст не давал — дали вам лист бумаги с текстом или книгу; чаще всего лучше сказать «этот текст», «в этом тексте» и т.д.)
достаточно («Гринёв достаточно отзывчивый»; «Базаров достаточно умный…» — Достаточно для чего? Лучше использовать другие наречия степени.)
ещё одним примером может служить (Так пишут те, кто не потрудился логически связать отдельные этапы своего рассуждения.)
использует… для (Автор ничего не использует! Он создал текст, а уж в этом тексте чего только нет. Но считать, будто писатель или поэт пишет произведение, пользуясь, скажем, эпитетами или используя метафоры, да ещё для чего-то там — это значит приравнивать литератора, например, к сантехнику, который для скрепления труб использует хомут.)
могу сделать вывод (Можете — делайте, и не надо об этом так гордо сообщать.)
мнение-1: «может, я и не прав, но это моё личное мнение» (Мнение должно быть на чём- то основано, и либо в сочинении это обоснование есть, либо его нет, и тогда никакого «личного мнения» быть не может.)
мнение-2: «сколько людей, столько и мнений»; «у каждого своё мнение, но лично для меня…»; «все люди по—разному оценивают это» (Нет. Это не просто штамп, но и наивное заблуждение. Разных мнений в действительности куда меньше, чем людей, поскольку совершенно самостоятельно мыслить и иметь обо всём уникальные собственные суждения могут единицы, может быть — десятки людей на всей планете, а нас уже больше семи с половиной миллиардов.)
момент (В самом слове «момент» ничего плохого нет, но не нужно использовать его вместо слов «эпизод», «случай» и т.д., иначе и до абсурда недалеко: «Причём протяжённость момента может быть разной — от минутного восторга до целого года приятных воспоминаний».)
мужчина, женщина (Использовать эти слова как контекстные синонимы слов «герой» («героиня») или «персонаж» недопустимо. Это стиль или современных безграмотных радиоведущих, или рыночных торговцев ещё советского времени.)
наш герой (Он НЕ ВАШ герой! Он герой произведения, написанного НЕ ВАМИ.)
начинать (Распространённая ошибка: персонажи вечно что-нибудь начинают, но почему- то не продолжают и не заканчивают, например: Германн начинает выигрывать хорошие суммы.)
о любви и не только: «быть в отношениях» и «испытывать чувства» (Первое
— пока ещё плохо приживающееся в русском языке заимствование, второе — пустые
слова: Катерина и Борис были в отношениях любили друг друга; Ленский испытывает любовь к Ольге любит Ольгу.)
относится с… (Обычно это ненужное утяжеление конструкции: Автор относится к герою с симпатией автор симпатизирует герою; Онегин
относится к Татьяне с жалостью Онегин
жалеет Татьяну.)
присутствует (Это ученик в классе присутствует, а в произведении никто и ничто не присутствует.)
просто (Очень часто школьники злоупотребляют этим словом, хотя обычно речь идёт совсем не о простых вещах, например: «Герасиму нужно было просто не подчиниться приказу»;
«Главное — просто не ошибаться и принимать собственные решения». А разве это просто?)
свой (Очень часто это слово лишнее:
«Пушкин так и пишет в своём стихотворении»,
«Многие люди теряют свою голову, когда
влюбляются» и т.п.)
также, ещё, потому что, поэтому в начале предложений (Как говорил Остап Бендер,
«низкий класс, нечистая работа»: не так уж часто нам требуется разбивать сложное предложение на простые части, вторая из которых начинается с союза также или с наречия ещё и т.д., а уж начинать так новый абзац совсем не стоит.)
трогать, затрагивать (Автор ничего не затрагивает! Он о чём-то пишет, говорит, размышляет, наконец. Трогать можно только материальное. Проблема не «материальное», её не трогают, не поднимают — к ней привлекают внимание, она может быть интересна, важна и т.д.)
хотелось бы сказать (Хотелось — говорите.)
художник нам показывает (НАМ художник (писатель, поэт и пр.) ничего не показывает.
Он вообще не показывает.)
вызывает симпатию читателей; читатели сочувствуют / осуждают (Тяжёлое наследие советского прошлого, когда предполагалось, что все одинаково судят обо всём, единодушно одобряют или осуждают то-то или того-то; в общем, за всех читателей расписываться не стоит.)
это где, это когда (Просто безграмотно, даже объяснять нечего.)
является (Особенно в сочетаниях типа «N является героем»; ««Гроза» является драмой»
«является» — это лишнее слово, утяжеляющее фразу.)
другие штампы и клише,
которых стоит избегать: такой… как («Ему помогло такое
чувство, как любовь» → «Ему помогла любовь»); лично для меня (Достаточно
сказать «для меня».); многогранный, неоднозначный (без пояснения); играет
важную роль; непреходящее значение;
глубокий смысл; не могу не вспомнить; нашёл свою вторую половинку, частичка себя и
пр.
Михаил пишет о том, что…; в стихотворении Александра… — Принято называть имя и отчество автора и фамилию или уж только фамилию, но не просто имя.
А. Болконский, Г. Печорин… — Сокращать имена персонажей до инициалов не принято.
Петя Безухов, Соня Фамусова… — Уменьшительную форму имени персонажа имеет смысл употреблять в том случае, если в произведении в основном встречается именно эта форма.
Секрет успешного написания сочинения на ЕГЭ по русскому прост – это умение вести рассуждение, хорошая база аргументов с опорой на произведения и грамотная письменная речь, которая вырабатывается с годами тренировок
Также рекомендуем посмотреть видео, в которых преподаватели подробно разбирают все основные моменты, на которые необходимо обратить внимание при написании сочинения: