Эссе «Я — учитель»

Рисунок словом. Я — учитель…. Как ответственно звучит это слово! Если бы мне пришлось писать школьное сочинение, я опиралась бы на высказывания известных людей об учителе, ведь так заманчиво опираться на возвышенные фразы, общие «формулы», слова «великих». Любое эссе на «педагогическую» тему может увести в ненужную патетику. Не спрятаться бы только за «формулами» великих людей…

У каждого человека есть своя «рамка условностей» с установленными правилами, со сложившимися традициями, с запретами … Что будет в рамке: яркая солнечная или серая скучная картина? Все зависит от нас, наших мироощущений, смелости выбрать свой путь, желания сломать стереотипы…

Всю мою сознательную жизнь я была художником, преображая мир красками, словом, делом. Сегодня я не хочу отходить от привычного дела и выступить в роли художника, добавив в зимние краски белого немного цвета. Проведу несколько мазков, попробую создать образ. Какие цвета преобладают в моей картине? С первого взгляда и не скажешь. Давайте попробуем рассмотреть…

Желтый. Осень. Знаковая пора года для меня. Именно она добавила оттенок в принятую формулу «Начни с белого листа»…

Небольшое село в Астраханской области. Беззаботное детство. Казалось бы, совсем небольшой отрезок времени, но это целый мир со своими законами: мир поиска, вопросов-ответов и новых вопросов, открытий, очарования тем, что окружает, воспитываясь на словах великого вождя: «Учиться, учиться и учиться как завещал великий Ленин».

Оранжевый. И вновь осень. Новый мазок на палитре. Продолжая родословную, я поступила в Индустриально-педагогический колледж, став учителем изобразительного искусства. Через много лет поступила в Астраханский государственный университет на филологический факультет. (Сразу ловлю удивленный взгляд!) Почему рисовала красками, затем решила рисовать словом? Да потому, что привыкла постоянно бороться с трудностями, с «ветряными мельницами». Всегда любила Слово. А так как в Ушаковке не хватало специалистов, кто мог бы привить любовь к языку, я решила испробовать сложный путь словесного мастерства.

Зеленый. Новый цвет в моей жизни. После окончания вуза я стала учителем русского языка и литературы и по-прежнему работала в родной школе. ( Вновь ловлю удивление и возмущение: а как же изобразительное искусство?!) Не знаю, но мои ученики лишь выигрывали от этого, постоянно доказывая своими высокими результатами в учебе, конкурсах, олимпиадах, покоряя пьедесталы района, области.

Красный. Сколько ярких красок! Не многовато ли?!..Что поделаешь, ведь жизнь не стоит на месте, необходимо постоянно быть в поиске и неустанно чему-то учиться. «Универсальную» формулу, которую часто используют в «сочинениях на заданную тему», вывел К.Д.Ушинским: «Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Ни убавить, ни прибавить здесь ничего. Мое педагогическое кредо: «Учить учиться и учиться учить». Вроде похожие слова… Только СЯ делает эти глаголы разными по значению. Что первично? Нужно сначала учиться, а потом только учить других. Так диктует практика. Но лично для меня процесс учения развивается по-иному. Этот замысловатый постфикс «ся» есть не что иное, как трансформированное возвратное местоимение «себя» – «учиться» – это значит «учить себя». Вот такой интересный лингвистический поворот! Уча других, я стараюсь всегда быть внутри процесса учения. Вместе с учениками, родителями я учусь САМА: учусь ответственности, проницательности, справедливости, доброте. Учусь быть профессионалом.  Исходя из этой цели, формируется педагогический стиль учителя-мастера, среди составляющих которого-знания и применение образовательных технологий, которые базируются на «трех П»: профессиональная компетентность, неутомимый труд над развитием педагогических способностей и педагогической техники( как внешней, так и внутренней).

Секрет педагогического успеха можно репрезентовать филологической формулой: (У+С+П+Е)*Х, где

У — уникальность, индивидуальный стиль обучения и воспитания, отношений в большой семье «учителя-ученики-родители»,

С — саморазвитие, самосовершенство,

П — принципы «Semper tiro»-«Всегда ученик», «Homines, dum docent, discunt»- «Обучая, учимся»,

Е — естественность

Х — харизма.

Вы скажите, не пора ли добавить немного коричневого? Да вот как-то не выходит!.. Ученики не дают. Готовые к самовыражению, заинтересованные в развитии, они побудили меня активнее осваивать новые технологии, новаторские подходы, интересные методы и приёмы. Мне очень важно было включить их в поисковую, научную, проектную деятельность. Стараюсь, чтобы каждый мог проявить индивидуальность, фантазию, способности и, что очень важно, поверить в свои силы. И я счастлива, что мои ученики «растут», поднимаясь на пьедесталы районных, Всероссийских конкурсов и олимпиад.

Радуюсь, когда мои уроки открывают им мир, помогают осознать себя в этом мире. Я говорю с ними обо всем: о мгновениях счастья и вечности, о добре и милосердии, о красоте и силе, о любви и верности… Мы учимся различать соблазны и жизненные ценности. И в этом диалоге я не только учитель, я — старший товарищ, мудрый, справедливый, участливый. А помогает мне литература, потому что она и есть «человековидение, человековедение и человекостроительство».

Мы растим новое поколение России. От сегодняшних учеников зависит судьба нашего Отечества. И на мне лежит большая ответственность. Возможно, именно мои слова станут для них главными и в становлении характера, и в выборе нравственных ценностей, и в поиске жизненного пути.

И потому не перестаю учиться. У старших педагогов-мастеров набираюсь опыта и мудрости. Полезно и общение с молодыми коллегами. Мне нравится их современность, энергичность, ценю то новое, что они несут в школу.

Какова же вышла картина — судите сами. Я не художник, а только учусь. И учусь всю жизнь. Уверена, что мы с моими учениками создадим еще шедевр. Думаю, что мой код мира открытий пригодится ученикам, мечтающим попасть в удивительную страну, где есть место талантам, свободе выбора, ярким краскам и неограниченным возможностям.