Интегрированный комбинированный урок по русскому языку «Две звезды»

Класс: 5

Тип урока: интегрированный комбинированный урок

Тема: Особенности словообразования в русском и английском языках.

Цель: Формирование речевой компетенции школьников посредством интеграции содержания русского и английского языков.

Задачи урока:

· ознакомление учащихся с некоторыми общими языковыми особенностями словообразования в русском и английском языках;

·активизация познавательной деятельности уч-ся;

· развитие лексического навыка;

· повышение интереса уч-ся к изучаемым языкам;

· расширение кругозора уч-ся;

Оснащение урока:

· технические средства: компьютер, мультимедийный проектор;

· дидактический материал: карточки со словами, словари.

Этапы урока

1. Вводный этап.

Светлана Александровна (С. А. ): Здравствуйте, дети!

Галина Николаевна (Г. Н. ): Hello, children.

         Sit down, please.

Мотивация детей к учебной деятельности.

 В.И.: Как вы видите  перед вами сегодня 2 учителя, такой необычный урок.

     Два учителя — учитель  русского и учитель английского языков – учителя – филологи. Как вы думаете, что такое наука филология? Где более точно можно узнать об этом? — Обратимся к словарю. Вот как об этом говорит толковый словарь. (Чтение текста из словаря учеником) Филология — наука о языке и литературе.

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

  Г. Н.: Овладеть языком непросто, а тем более иностранным, так как необходимо запоминать такое большое количество слов и терминов.

       Как вы думаете, есть ли что-то такое в языках, что происходит одинаково, объединяет языки?

Давайте посмотрим на некоторые русские и английские слова:

Какая особенность объединяет эти слова?

перерисовать            rewatch

неизвестный           unhappy

водитель                  a teacher

морозный                cloudy

мухолов                   a housewife

овощевод                 a Walkman

     Затрудняетесь ответить. Вам не хватает знаний, вот мы и попытаемся на уроке это узнать.

2. Основной этап.

Упражнения в определении новых знаний и первичное закрепление:

Способы образования слов с помощью приставки.

С.А. : I 1. Язык потому и верно служит людям, что все слова в нём дружно  работают при помощи своих помощников.

а) Обратите внимание на данные слова. Что общего в них?

переделать     соблюдать

обвести          записать

нарисовать    передумать

перечитать     выделить

избежать        пересмотреть

узнать             подобрать

  б) Из каждой группы выберите слово, которое имеет общий признак. (выбираются слова с приставкой пере-)

в) Что же объединяет эти слова?  — Приставка пере-.

г) Какое значение получает слово, когда добавляется приставка пере-.

— Получается действие в значении снова, заново, вновь.

   Г.Н.:   2. В английском языке можно сделать то же самое. Получить действия в значении снова, заново, вновь.

 а) Попробуйте догадаться, как выглядит эта приставка в английском языке.

redo

rethink

reread

rewatch

Фон. зарядка

  б) Что означают эти слова?

3. Работа по группам.

На доске появляются  по очереди картинки.

 Г.Н.: Итак, мы запомнили приставку пере- и re-, А теперь по очереди попробуйте образовать данное действие со значением «сделать заново» по-русски  и по-английски.

писать – переписать  — rewrite

мыть – перемыть — rewash

петь – перепеть – resing

звонить — перезвонить- rephone

стелить — перестелить- remake

рисовать –  перерисовать – redraw

Г.Н.: Итак, какая же часть слова участвовала в образовании русских и английских слов? (приставка)

С.А.: II 1. A) Давайте попробуем образовать слова с противоположным  значением :

счастливый — _______

добрый —          _______

известный —    _______

интересный — _______

здоровый —      _______

                     Б) Что помогло нам образовать слова с противоположным значением? (приставка не)

Г.Н. а) Давайте вспомним как эти прилагательные звучат по-английски: 1 happy и т.д.

        б) Перед вами различные приставки попробуйте выбрать приставку, которая придаёт отрицательное значение. – un

С.А. Вывод:  Итак, какая же часть слова участвовала в образовании русских и английских слов? — (приставка)

2. Способы образования слов с помощью суффикса

С.А.: Давайте рассмотрим другие способы образования слова.

I 1. Индивидуальная самостоятельная работа по карточкам с самопроверкой по эталону.

        a) Образуйте слова по аналогии и запишите на карточке.

1 писать —        писатель

2 читать —        _______

3 учить —          _______

4 водить —        _______

Самопроверка по слайду.

  б) С помощью чего образованы слова? (суффикс тель-)

  в) Что означают образованные слова? – профессию, род деятельности

   г) Попробуйте назвать сами любые профессии, выделите суффикс в слове. От какого слова образовалось ваше слово?

  Г.Н.:  2.  a) Попробуйте образовать слова тем же способом по-английски на другой стороне карточки:

read — reader

write — writer

teach — teacher

drive — driver

                      б) C помощью чего образовались слова? — er.

Фон. зарядка

   С.А.: 3. Работа по карточкам.

Ромашка. Задание:

Назовите деятельность или профессию людей, выполняющих указанную работу:

Прыгать — (прыгун) — jump- jumper

Бежать — (бегун) — run- runner

Строить — (строитель) —         _______ —       _______

Петь — (певец) —           _______ —       _______

Охранять – (охранник) —       _______ —       _______

Воспитывать — (воспитатель) —         _______ —       _______

Г.Н:    Какую часть речи вы получили? (существ.)

    Из какой? (из глагола)

Г.Н: II Давайте посмотрим можно ли образовывать другие части речи.

а) Задание: слова разрезаны пополам, попробуйте соединить две части слова и напишите на листке от какого слова они образованы.

Обла/чный — облако

clou/dy – a cloud

Туман/ный — туман

fog/gy — fog

Мор/озный — мороз

fros/ty — frost

    б)  Какая часть речи была первоначально, а какая образовалась?

   в)  Какая часть участвовала в образовании нового слова? (суффикс – в русском языке – н, в английском языке — y)

С.А.: Вывод: Назовите второй способ образования новых слов в русском и английском языках.

3.    Словообразование с помощью сложения двух слов

С.А.: III Какой способ образования слов вы ещё знаете?

      1. а) Сложите основы слова в одно слово (устно):

Падают звёзды – (звездопад)

Хлебный завод – хлебозавод

Лес рубит – лесоруб

Басни пишет – баснописец

Утиный нос — утконос

Носит оружие – оруженосец

    б) С помощью каких частей образовались новые слова? (Сложением двух корней)

Г.Н..:

2. А в английском языке встречали ли вы такие слова? Попробуйте соединить две части, чтобы получить новое слово.

Физ. минутка

3. Завершающий этап

Рефлексия учебной деятельности

  С.А.: Вывод:

Какой 3 способ образования есть и в русском языке и в английском языках?

Как можно озаглавить этот слайд (способы образования слов)

 Вывод: Как мы определили в русском и английском языках есть одинаковые способы образования новых слов: с помощью суффикса, приставки и сложения двух слов.

Cможем ли мы теперь ответить на вопрос, который возник в самом начале урока?

Возвращение к первой таблице.

1. Что общего вы увидели в словах русского и английского языка?

2. Назовите слова, образованные

а) приставочным способом в русском, в английском. (на слайде показываются выделенные морфемы)

б) Суффиксальным способом?

в) Способом сложения двух слов?

Г.Н.: Вывод: Какие у вас появляются возможности в изучении языков, когда вы знаете способы  словообразования?

1  Изучение становится более эффективным

2  более быстрое (знаем уже не одно слово, а два)

3  речь более разнообразна

4  возможность определить часть речи

5  возможность определить значение слова (по приставке, суффиксу или входящему в состав слову)

6  развивает умение размышлять и анализировать

7  даёт возможность более научного подхода к языку.

С.А.: Творческая работа

Давайте попробуем использовать полученные знания и придумаем сказку на русском языке.

Начало сказки такое: «Собрались у воды родственники…..»

Но сначала давайте напишем, как можно больше родственников воды, которые пришли к ней. При этом используйте все изученные способы словообразования.

     Давайте посмотрим, что у вас получилось. По очереди каждая группа называет по гостю.

С.А.: А теперь попробуйте дать оценку своей деятельности. Обведите один вариант ответа:

«Своей работой на уроке я …»

а) доволен (-льна)

б) не совсем доволен (-льна)

в) не доволен (-льна), потому что … .

Г.Н.:  Д/З: 1. по русскому: Придумайте продолжение сказки о воде, используя как можно больше образованных слов.

                    2. по-английски: Найдите 3 английских слова и образуйте от них как можно больше других слов.

С.А.: До свидания, дети

Г.Н.:   Goodbye, children. Goodbye, teacher.

С.А.: Урок закончен.