Календарно — тематическое планирование по литературе 6 класс Б.А. Ланин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по литературе  разработана для 6 класса в соответствии с нормативно-правовыми и   инструктивно – методическими документами:

•        Федеральный закон N 273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (ст. 28)

•        Типовое положение об общеобразовательном учреждении (п. 36), утверждённый постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) (с изменениями и дополнениями

•        Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761н)

•        Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

•        Фундаментальное ядро содержания общего образования

•        Приказ Минобрнауки РФ от 27.12.2011 N 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»

•        Программа  по литературе для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Б.А. Ланина, Л.Ю. Устиновой, Вентана-Граф, 2014

•        В настоящей программе использованы материалы книг «Примерные программы по учебным предметам.Литература 5-9 классы»М. «Просвещение»2014

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Цели и задачи изучения учебного предмета:

 В системе школьного образования литература является не только предметом изучения, но и средством обучения, определяющим успешность в овладении всеми школьными предметами и качество образования в целом.

Основные цели изучения литературы в школе:

  • Воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся  к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно–нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении.
  • обогащение словарного запаса учащихся, овладение культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами и способами использования языка в разных условиях общения;
  • овладение важнейшими общепредметными умениями и универсальными способами деятельности (извлечение информации из   лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет;  информационная переработка текста).

Указанные цели реализуются на основе личностно ориентированного и деятельностного подходов к обучению и воспитанию в процессе  развития мыслительной и речевой деятельности школьника, формирования лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Задачи:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским сознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

•  развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Планируемые результаты.

 В результате изучения литературы ученик должен знать:

 содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

 наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

 основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

 основные теоретико-литературные понятия.

   В результате изучения литературы ученик должен уметь:

 работать с книгой;

 определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

 выявлять авторскую позицию;

 выражать свое отношение к прочитанному;

 выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

 владеть различными видами пересказа;

 строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

 участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

  Общая   характеристика учебного предмета, курса.

  Результаты освоения  учебного предмета.

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

 • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

 • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

 • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

 • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

 • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты:

 в познавательно сфере:

— уметь воспринимать художественное произведение и анализировать его: знать героев, сюжет, проблематику и идею.

в коммуникативное сфере:

— выразительно читать изученные произведения, в том числе наизусть;

— составлять план;

— писать сочинения на литературные и свободные темы.

В эстетической сфере:

— понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств;

— развивать художественный вкус. 

Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования

 Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики

 Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста

 Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев

 Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения

 Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся

Программа по литературе для 6 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения».

 Содержание учебников полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе.   Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.

Место учебного предмета «Литература» в учебном плане

         Количество часов на освоение учебного предмета «Литература» на уровне основного общего образования в авторской программе – 455 часов (при 35 учебных неделях в год). Количество часов на освоение предмета в рабочей программе составляет 442 часа согласно основной образовательной программе основного общего образования школы.

         Общее количество часов, отведенных на изучение предмета, распределяется по учебным годам следующим образом:

Класс 5 6 7 8 9
Кол-во часов в неделю 3 3 2 2 3
Кол-во часов в год 102 102 68 68 102

Содержание курса 6 класса

Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки, предания, легенды)– 2ч.

Фольклор-13ч.

Понятия для изучения: понятие об эпосе,былина как жанр фольклора,гипербола,героический эпос и рыцарский роман, лексические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях, звукопись

Героический эпос. Былина – 4ч.

«Илья Муромец и Соловей-Разбойник»

Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий

Героическое сказание- 2ч.

Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты)

Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа.

Тема для обсуждения. Герои эпоса:национальные и общечеловеческие черты

Рыцарская героическая поэма- 3ч.

«Песнь о Роланде» (фрагменты)

Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу родины и короля

Русские народные песни – 4ч.

Историческая песня (о Стеньке Разине,Емельяне Пугачёве и других народных героях) —по выбору учителя.

Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами.

Лирическая песня («Цвели в поле цветики, да споблекли…», «Породила меня маменька…» и

др.) — по выбору учителя.

Развитие фольклорных жанров в литературе – 18ч.

Баллада – 5ч.

 Повторение: былина,песня,баллада,сказка.

Понятия для изучения: жанровые особенности баллады,сюжет в балладе

В.А. Жуковский. «Лесной царь»- 3ч.

Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лес-ной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте.

Тема для обсуждения. Два Лесных царя(по одноимённой статье М.И.Цветаевой).БалладаЖуковского — перевод или оригинальное произведение?

А.С. Пушкин. «Песнь о Вещем Олеге»- 2ч.

Исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики.

Повторение:былина—песня—баллада—сказка.

Повторение: аллегория,олицетворение

А.Н. Островский. «Снегурочка» — 3ч.

Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини. Тема предательства в сказке

В.М. Гаршин. «Attaleaprinsceps»- 2ч.

Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки

В.А. Каверин. «Лёгкие шаги»- 3ч.

Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания

А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»(фрагменты) – 3ч

Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения

Литературная песня .- 1ч.

Обобщение по разделу – 1ч.

Понятия для изучения: песня народная и литературная

А.В. Кольцов. «Косарь»,«Кольцо»,«Не шуми ты,рожь…»,«Разлука»,«Русская песня»

Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини

Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив – 10ч.

Понятия для изучения: жанр путешествия,понятие о детективном жанре.

Связь между видами искусства: воплощение литературных образов в живописи и музыке,театре и кино: музыка И.-С. Баха, И. Брамса, Э. Грига; художественные фильмы «Алые пару-

са» (режиссёр А.Птушко, 1961), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (режиссёр С. Говорухин, 1972)

Д. Дефо. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»(главы по выбору учителя) – 4ч.

Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека

А.С. Грин. «Алые паруса» — 4ч.

Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» — знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём

Э.А. По. «Золотой жук» — 2ч.

Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив

Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества – 17ч.

Повторение: пейзаж.

Понятия для изучения: лирический герой в стихотворении.Автор и пейзаж в лирике.

Интернет: знакомство с детскими литературными сайтами,составление списка любимых сайтов

А.С. Пушкин. «Узник»,«Зимняя дорога»,«Туча»-2ч

Е.А. Боратынский. «Водопад» М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы»-2ч

С.А. Есенин. «В зимний вечер по задворкам…»,«Сыплет черёмуха снегом…»,«Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота…» — 2ч.

Литературная сказка Б.Л. Пастернак. «Снег идёт»- 2ч.

Д.С. Самойлов. «Перед снегом»-2ч

Е.А. Евтушенко. «Идут белые снеги…». Б.Ш. Окуджава. «Полночный троллейбус»- 2ч

Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении, особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов.

Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их символика

В.В. Маяковский. «Необычайное приключение,бывшее с Владимиром Маяковским летом надаче»-2ч.

М.B. Цветаева. «Моим стихам,написанным так рано…»,В.Ф. Ходасевич. «Поэту» -2ч.

Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества

Интерпретация стихотворений. Представление презентаций- 2ч.

Авторское мироощущение и читательские впечатления  — 1ч.

Страницы классики- 19ч.

Понятия для изучения: конфликт,движение сюжета,деталь,рассказчик,пафос,сатира,ха-рактеристика персонажа.

Связь между видами искусства: музыка Г.В.Свиридова к повести А.С.Пушкина«Метель».Экранизации повестей «Метель» (режиссѐр П. Фоменко, 1984) и «Выстрел» (режиссёр П. Фоменко, 1981). Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр А. Роу, 1961)

А.С. Пушкин. «Повести Белкина»- 6ч.

Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»). «Выстрел» или «Метель» (по выбору чителя)

М.Ю. Лермонтов. «Бородино»- 3ч.

Из биографии поэта (к истории создания стихотворения). Историческая основа стихотворения.

Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка Лермонтова

Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»- 5ч.

Из биографии (к истории создания цикла).

«Ночь перед Рождеством»

Фольклорные мотивы в повести.Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя. Комическое у Гоголя

И.С. Тургенев. «Муму»- 5ч.

Из биографии (к истории создания рассказа). Автор и рассказчик.

Тема для обсуждения. Образ положительного героя в русской классической литературе

Среди ровесников— 22 ч

Повторение и обобщение: пейзаж в художественном произведении,художественная деталь.

Понятия для изучения: пейзаж в художественном произведении,автор и рассказчик,авто-биографичность героя-повествователя, портрет литературного героя

С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»- 1ч.

Из биографии (детские годы писателя). Разбор двух-трёх глав повести (по выбору учителя)

Л.Н. Толстой. «Детство»(главы по выбору учителя) – 4ч.

Из биографии (детские годы писателя).

М. Горький. «Детство»- 4ч.

Из биографии (детские годы писателя). Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчикаавтора). Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести.

Тема для обсуждения. Серёжа Багров,Николенька Иртеньев,Алёша Пешков и мои сверстники: общее и различное

Ю.Я. Яковлев. «Багульник»,«Разбуженный соловьём»(по выбору учителя)2ч.

Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души

А.Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете»-4ч.

Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Конфликт между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости

В.К. Железников. «Чучело»5ч.

Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство

  • самоуважение главной героини повести

Ю.П. Мориц. «Всадник Алёша»-2ч.

Скорое взросление и трудный выбор Алёши.Поездка Алёшик отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия.

Тема для обсуждения. Воспитание и становление характера в детской литературе.Нравственный выбор как основа сюжета

Повторение и обобщение изученного в 6 классе — 4 ч

 Тематическое планирование 6 класс

(3 ч в неделю, всего 105 ч)

Ведущая тема: от истоков литературы — к литературным жанрам

№ п/п Количество часов Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
1 2 ч Повторение: лирические и эпические жанры фольклора (былины, сказки, предания, легенды) Различать образы лирического героя и автора в лирике, рассказчика и повествователя в эпическом произведении
Фольклор — 13ч Задачи: — приобщение к архетипам и мифологемам народного сознания; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: былина, сказка, предание, легенда. Виды деятельности: чтение, рассказывание, заучивание наизусть, иллюстрирование. Понятия для изучения: понятие об эпосе, былина как жанр фольклора, гипербола, героический эпос и рыцарский роман, лексические повторы и постоянные эпитеты в народных песнях, звукопись
2 4 ч Героический эпос. Былина. «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» Былинные богатыри как выразители народного идеала, их сила и скромность. Историческая основа былин. Традиционные былинные сюжеты. Образ сказителя в былинах, его оценка происходящих в былинах событий Выразительно читать фрагмент былины. Характеризовать героя былины как воплощение русского национального характера. Объяснять метафорическую природу художественного образа, его обобщающее значение и наличие оценочного значения в словесном образе. Выявлять в тексте разные виды художественных образов (образ человека, образ природы, образ времени года, образ животного, образ события, образ предмета). Выявлять особенности героического эпоса других народов. Учитывать жизненную основу и художественную условность, индивидуальную неповторимость и типическую обобщённость художественного образа. Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного  
3 2 ч Героическое сказание. Сказание о нартах: «Песнь о Бадыноко» (фрагменты) Сила, доблесть и мужество богатыря Бадыноко, его честность и благородство. Авторская характеристика героя. Нравственный выбор героя. Воплощение в образе Бадыноко идеальных качеств народа. Тема для обсуждения. Герои эпоса: национальные и общечеловеческие черты
4 3 ч Рыцарская героическая поэма. «Песнь о Роланде» (фрагменты) Рыцарский героический эпос. Представление об идеальном герое: образы Роланда и Оливье. Подвиги рыцарей во славу родины и короля
5 Русские народные песни. Историческая песня (о Стеньке Разине, Емельяне Пугачёве и других народных героях) — по выбору учителя. Исторические факты и вымысел в песнях. Образ народного героя. Связь с былинами. Лирическая песня («Цвелив поле цветики, да споблекли…», «Породиламенямаменька…» и др.) — по выбору учителя. Исповедальность лирической песни, её диалогичность. Образы «доброго молодца» и «красной девицы». Напевность и мелодичность песни.
Развитие фольклорных жанров в литературе — 18 ч. Баллада — 5 ч Задачи: — эмоциональное развитие на материале «романтики ужасов», приобщение к историческим сюжетам; — усвоение и активизация литературоведческого термина «баллада». Вид деятельности:  сопоставление литературных произведений. Повторение: былина, песня, баллада, сказка. Понятия для изучения: жанровые особенности баллады, сюжет в балладе
6 3 ч В.А. Жуковский. «Лесной царь» Фантастический сюжет. «Романтика ужасов» в балладе. Диалогичность произведения. «Лесной царь» Жуковского и «Лесной царь» Гёте. Тема для обсуждения. Два Лесных царя (по одноимённой статье М.И. Цветаевой). Баллада Жуковского — перевод или оригинальное произведение? Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя. Выступать с развёрнутыми сообщениями, обобщающими такие наблюдения.  Письменно оформлять результаты выступления. Воспринимать художественную условность как специфическую характеристику искусства в различных формах — от правдоподобия до фантастики. Характеризовать отличия былинного стиха от песенного, рифмованного от нерифмованного. Конспектировать и реферировать источники, необходимые для подготовки индивидуальной школьной исследовательской работы
7 2 ч А.С. Пушкин.«Песнь о Вещем Олеге» Исторический сюжет. Летописи и «Песнь…». Образ кудесника, его свободный правдивый дар, равный дару поэта. Своеобразие языка произведения, стилистическая роль высокой поэтической лексики. Повторение: былина — песня — баллада — сказка
Литературная сказка — 11 ч Задачи: повторение литературоведческих терминов: литературная сказка, аллегория, олицетворение. Виды деятельности: чтение, рассказывание, интерпретация. Повторение: аллегория, олицетворение
8 3 ч А.Н. Островский.«Снегурочка» Фольклорные корни образа Снегурочки. Преданность героини. Тема предательства в сказке Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Учитывать специфику происхождения, форм бытования, жанровое своеобразие двух основных ветвей словесного искусства — фольклорной и литературной
9 2 ч В.М. Гаршин.«Attaleaprinsceps» Стремление к свободе главной героини. Дружба пальмы и маленькой травки. Нетрадиционность сказочного финала. Средства создания сказочного повествования. Символика сказки
10 3 ч В.А. Каверин.«Лёгкие шаги» Две Снегурочки. Сходство Насти с фольклорной Снегурочкой и отличия от неё. Снегурочка среди современных людей. Приёмы создания сказочных ситуаций. Особенности рассказывания
11 3 ч А. де Сент-Экзюпери.«Маленький принц» (фрагменты) Афористичность сказки. Аллегорическая основа произведения
Литературная песня.  Обобщение по разделу – 2 ч. Задачи: — приобщение к традициям народной культуры; — усвоение и активизация литературоведческого термина «литературная песня». Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, рисование словесных картин. Понятия для изучения: песня народная и литературная
12 1 ч А.В. Кольцов. «Косарь», «Кольцо», «Не шуми ты, рожь…», «Разлука», «Русская песня» Фольклорные традиции в стихотворениях Кольцова. Картины природы, их роль в создании образов главного героя и героини Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики
  Урок обобщения по разделу  
Воображение и мечта в литературе: путешествия, приключения, детектив  — 10 ч Задачи: — расширение пространственно-географических представлений; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: жанр путешествия, детектив. Виды деятельности: чтение и интерпретация. Понятия для изучения: жанр путешествия, понятие о детективном жанре. Связь между видами искусства: воплощение литературных образов в живописи и музыке, театре и кино: музыка И.-С. Баха, И. Брамса, Э. Грига; художественные фильмы «Алые паруса» (режиссёр А. Птушко, 1961), «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (режиссёр С. Говорухин, 1972)
13 4 ч Д. Дефо.«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы по выбору учителя) Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Писать сочинение
14 4 ч А.С. Грин. «Алые паруса» Алые паруса как образ мечты. Дружная скромная жизнь Ассоль и Лонгрена. Встреча с «волшебником» — знак судьбы. Детство и юность Грея, его взросление и мужание. Воплощение мечты как сюжетный приём    
15 2 ч Э.А. По. «Золотой жук» Литературные истоки детективного жанра. Поиски сокровищ капитана Кидда. Логическая загадка и её объяснение Вильямом Леграном. Смена рассказчика. Приключенческий рассказ и детектив
Наедине с поэтом. Стихи о природе и о природе творчества — 17 ч Задачи: — воспитание любви к природе; — усвоение и активизация литературоведческого термина «лирический герой». Виды деятельности: поиск материалов на литературных сайтах. Повторение: пейзаж. Понятия для изучения: лирический герой в стихотворении. Автор и пейзаж в лирике. Интернет: знакомство с детскими литературными сайтами, составление списка любимых сайтов
16 2 ч А.С. Пушкин.«Узник», «Зимняя дорога», «Туча» Отличать стихотворную речь от прозаической, находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлабо-тонической системы стихосложения. Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики
17 2 ч Е.А. Боратынский.«Водопад»
18 2 ч М.Ю. Лермонтов.«Три пальмы»
19 2 ч С.А. Есенин.«В зимний вечер по задворкам…», «Сыплет черёмухаснегом…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Топи да болота…»
20 2 ч Б.Л. Пастернак.«Снег идёт».Д.С. Самойлов. «Перед снегом». Е.А. Евтушенко.«Идут белые снеги…». Б.Ш. Окуджава.«Полночный троллейбус» Авторское мироощущение и читательские впечатления. Автор и пейзаж в лирическом стихотворении,  особенности пейзажа в стихотворениях разных авторов. Образы природы как средство раскрытия души лирического героя. Философский смысл пейзажных стихотворений, их симво­лика
21 2 ч В.В. Маяковский.«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно
22 2 ч М.B. Цветаева.«Моим стихам, написанным так рано…». В.Ф. Ходасевич.«Поэту» Образ поэта в лирике. Самоирония и провозглашение ценности поэтического творчества Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта
23 Интерпретация стихотворений. Представление презентаций Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно.Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта
  Авторское мироощущение и читательские впечатления. Характеризовать ритмико-метрические особенности произведений, читать выразительно.Соотносить персонаж и прототип, образы автора и биографического автора, лирического героя и поэта
Страницы классики — 19 ч Задачи: — приобщение к национальной истории; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: конфликт, развитие сюжета, роль детали, понятие о пафосе. Виды деятельности: чтение и интерпретация. Понятия для изучения: конфликт, движение сюжета, деталь, рассказчик, пафос, сатира, характеристика персонажа. Связь между видами искусства: музыка Г.В. Свиридова к повести А.С. Пушкина «Метель». Экранизации повестей «Метель» (режиссёр П. Фоменко, 1984) и «Выстрел» (режиссёр П. Фоменко, 1981). Фильм «Вечера на хуторе близ Диканьки» (режиссёр А. Роу, 1961)
24 6 ч А.С. Пушкин.«Повести Белкина» Из биографии поэта (к истории создания «Повестей Белкина»). «Выстрел» или «Метель» (по выбору учителя) «Выстрел» Картины офицерского быта. Сильвио и его обидчики. Тайная мысль героя: месть или попытка отстоять своё достоинство? Дуэль как способ разрешения конфликта и как игра человека с собственной судьбой. Сопоставление двух дуэлей. Образ графа. Поведение человека чести перед лицом смерти. Рассказчик в «Выстреле». Тема для обсуждения. Человек в противостоянии своей судьбе. «Метель» Привязанность Марии Гавриловны к Владимиру: искреннее чувство или подражание любовным романам? Метель как образ Судьбы, вмешивающейся в жизнь героев. Авантюрный сюжет. Бурмин и Мария Гавриловна. Роль рассказчика в повести, его отношение к героям Определять тему и идею произведения, пересказывать сюжет, характеризовать персонажей, давать их сравнительные характеристики, определять основной конфликт, группировку образов, основные этапы развития сюжета, характеризовать своеобразие языка писателя. Писать сочинение с элементами литературоведческого анализа  
25 3 ч М.Ю. Лермонтов.«Бородино» Из биографии поэта (к истории создания стихотворения). Историческая основа стихотворения. Героизм русского народа, патриотический пафос в стихотворении. Роль эпитета в поэтическом описании действия. Яркость и выразительность языка Лермонтова Читать выразительно художественный текст, в том числе наизусть, участвовать в инсценировании литературного произведения, чтении по ролям
26 5 ч Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки» Из биографии (к истории создания цикла). «Ночь перед Рождеством» Фольклорные мотивы в повести. Поэтизация казачьей вольности и чувства любви в ранних произведениях Н.В. Гоголя. Комическое у Гоголя Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Владеть такими видами пересказа, как сжатый пересказ, пересказ с изменением лица рассказчика и др.
27 И.С. Тургенев.«Муму» Из биографии (к истории создания рассказа). Образ Герасима. Герасим и собачка Муму: раскрытие душевных качеств главного героя. Картины крепостного быта. Образ своенравной барыни. Трагическая развязка рассказа. Смысл концовки. Автор и рассказчик. Тема для обсуждения. Образ положительного героя в русской классической литературе
Среди ровесников — 22 ч Задачи: — воспитание характера и моральных ценностей; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: роль пейзажа в литературном произведении, автобиографический герой. Виды деятельности: чтение и интерпретация. Повторение и обобщение: пейзаж в художественном произведении, художественная деталь. Понятия для изучения: пейзаж в художественном произведении, автор и рассказчик, автобиографичность героя-повествователя, портрет литературного героя
28 1 ч С.Т. Аксаков.«Детские годы Багрова-внука» Из биографии (детские годы писателя). Разбор двух-трёх глав повести (по выбору учителя) Определять общее и индивидуальное, неповторимое в литературном образе родины в творчестве русских писателей. Анализировать различные формы выражения авторской позиции в произведении, характеризовать формы проявления авторской позиции в эпосе. Писать сочинение (сравнение образа детства у разных писателей)
29 4 ч Л.Н. Толстой.«Детство» (главы по выбору учителя) Из биографии (детские годы писателя). Автобиографичность произведения, автор и рассказчик, особенности повествования. Образ Николеньки Иртеньева: события, увиденные глазами десятилетнего ребёнка и анализируемые взрослым человеком. Система персонажей: семья Иртеньевых — папенька, матушка, Володя, Любочка, отношения в семье. Учитель Карл Иванович и Наталья Саввишна — простые  добрые люди, любящие детей. Тема воспитания и становления характера
30 4 ч М. Горький.«Детство» Из биографии (детские годы писателя). Кто рассказывает о детстве (голоса героя-рассказчика и автора). Взросление маленького человека, борьба за своё достоинство. Образ бабушки как воплощение народной мудрости и душевного тепла. Картины природы в повести. Тема для обсуждения. Серёжа Багров, Николенька Иртеньев, Алёша Пешков и мои сверстники: общее и различное
31 2 ч Ю.Я. Яковлев.«Багульник», «Разбуженный соловьём» (по выбору учителя) Человек в общении с природой. Образ багульника, его роль в рассказе. Природа и воспитание человеческой души Воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи. Пересказывать содержание художественного произведения подробно, максимально используя характерные для стиля писателя слова, выражения, синтаксические конструкции. Писать сочинение на вольную тему
32 4 ч А.Г. Алексин. «Мой брат играет на кларнете» Ребёнок в мире взрослых и «взросление» отношений между детьми. Конфликт между различными поколениями в повести. Нравственное изменение героев в ходе развития сюжетного действия. Отстаивание правды, добра и справедливости
33 5 ч В.К. Железников.«Чучело» Человек в коллективе. Личность в противостоянии агрессивной и несправедливой толпе (феномен «белой вороны»). Равнодушные взрослые. Предательство Димки Сомова. Достоинство и самоуважение главной героини повести
34 2 ч Ю.П. Мориц.«Всадник Алёша» Скорое взросление и трудный выбор Алёши. Поездка Алёши к отцу и брату. Возможность возвращения к прежней жизни. Символика названия. Тема для обсуждения. Воспитание и становление характера в детской литературе. Нравственный выбор как основа сюжета
34 4 ч Повторение и обобщение изученного в 6 классе — 4 ч Выступать с развёрнутыми письменными сообщениями, обобщающими сделанные наблюдения. Писать контрольное сочинение

Рекомендации для самостоятельного чтения

Русская литература

А.Г. Алексин.«Очень страшная история», «Домашнее сочинение», «Звоните и приезжайте»

В.О. Богомолов.«Иван»

А.К. Некрасов.«Приключения капитана Врунгеля»

Зарубежная литература

Г. Бичер-Стоу.«Хижина дяди Тома»

Ж. Верн.«Пятнадцатилетний капитан»

А. Конан Дойл.«Затерянный мир»

М. Рид. «Отважная охотница», «Оцеола, вождь семинолов»

В. Скотт.«Айвенго»

А. Стендаль.«Ванина Ванини»

О. Уайльд.«День рождения инфанты», «Соловей и роза», «Мальчик-звезда»

Г. Хаггард.«Дочь Монтесумы»,

Приложение.

Оценка деятельности учащихся на уроках литературы

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных спо¬собов учета знаний учащихся по литературе. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообще¬ние на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководство¬ваться следующими критериями:

1) полнота и пра¬вильность ответа;

2) степень осознанности, понима¬ния изученного;

3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное оп¬ределение языковых понятий; 2) обнаруживает по¬нимание материала, может обосновать свои сужде¬ния, применить знания на практике, привести не¬обходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает матери¬ал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последова¬тельности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаружи¬вает знание и понимание основных положений дан¬ной темы, но: 1) излагает материал неполно и до¬пускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глу¬боко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непо¬следовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаружи¬вает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает ма¬териал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последую¬щим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаружи¬вает полное незнание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не толь¬ко за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное вре¬мя), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались от¬веты учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Оценка сочинений.

Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

С помощью сочинений проверяются:

а) умение раскрыть тему;

б) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;

в) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.

 Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений учитывается:

• разнообразие словаря и грамматического строя речи;

• стилевое единство и выразительность речи;

• число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.

Отметка          Основные критерии отметки

            Содержание и речь    Грамотность

«5»      1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов.       Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»      1.      Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.      Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.      Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.      Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.      Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.            Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»      1.      В работе допущены существенные отклонения от темы.

2.      Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.      Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4.      Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.      Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.   Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки.

«2»      1.      Работа не соответствует теме.

2.      Допущено много фактических неточностей.

3.      Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4.      Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5.      Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.     Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.

Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.

2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

3. На оценку сочинения  распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» — 90 – 100 %;

«4» — 76 – 89 %;

«3» — 50 – 75 %;

«2» — менее 50 %.

Критерии оценивания проектной деятельности учащихся

1. Степень самостоятельности в выполнении различных этапов работы над проектом.

2. Степень включённости в групповую работу и чёткость выполнения отведённой роли;

3. Практическое использование предметных и общешкольных ЗУН;

4. Количество новой информации, использованной для выполнения проекта;

5. Степень осмысления использованной информации;

6. Уровень сложности и степень владения использованными методиками;

7. Оригинальность идеи, способа решения проблемы;

8. Осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования;

9. Уровень организации и проведения презентации: устного сообщения, письменного отчёта, обеспечения объектами наглядности;

10. Владение рефлексией;

11. Творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации;

12. Социальное и прикладное значение полученных результатов

Критерии оценки проектной деятельности:

•        осознанность в определении проблемы, выборе темы проекта, практической направленности, значимости выполняемой работы

•        аргументированность предлагаемых решений, подходов и выводов

•        выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность

•        качество изделия, его оригинальность

•        уровень творчества, оригинальность материального воплощения и представления проекта

•        качество и полнота в оформлении записей