Календарно — тематическое планирование по литературе 8 класс Б. А. Ланин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа по литературе для 8 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями

1. Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2014 год).

2. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред Б.А. Ланина. – М.: Вентана – Граф, 2014

            В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Общие цели учебного предмета для ступени обучения:

1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг  чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.

2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).

3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.

4. Содействовать  интеллектуально-  нравственному и   мировоззренческому   развитию личности.

5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.

6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.

7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.

Задачи обучения:

•          Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:

•          обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;

•          обеспечение преемственности начального общего. основного общего, среднего (полного) общего образования;

•          обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

•          установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;

•          обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, в:заимодействия всех его участников;

•          взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;

•          организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

•          участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;

•          включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) дня приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;

•          сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

•          воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;

•          формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования. определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

•          ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

•          признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей ЛИЧНОСТНОГО и социального развития обучающихся;

•          учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

•          разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.       

Место курса «Литература» в базисном учебном  (образовательном) плане

Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература  8 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф» 2015 г.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 442 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 102 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 442 ч,  в том числе  в  8классе – 68 часов (2 часа в неделю)

Класс 5 6 7 8 9
Кол-во часов в неделю 3 3 2 2 3
Кол-во часов в год 102 102 68 68 102

Сроки реализации программы.

Программа реализуется в течение одного года.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.

Основные критерии отбора художественных произведений:

Художественная ценность

Гуманистическая направленность

Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям

Культурно-исторические традиции 

В программу включены произведения зарубежной литературы (классицизм), произведения XVIII века и  XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи…», «сравни…», «рассмотри…», «найди…» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.

Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.

Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.

Общая   характеристика учебного предмета, курса.

Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.

Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.

Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.

1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.

2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.

3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.

4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).

Запланированы  вопросы и задания   на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов.

Их содержание направлено на  деятельностный подход,  предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей.  Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.

Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа  расширяет литературную эрудицию учащихся; учит

воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры. 

Программа  полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
 Русская литература
XVII,  XIXвв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять  актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать  с разными источниками информации и владеть основными

способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументировано оценивать их.

  • оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
  • создавать собственную интерпретацию изученного текста средствами других искусств4
  • сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
  • вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект) в том числе с использованием интернет — ресурсов.

В результате изучения литературы 8 класса ученик должен знать:

  • главных героев изучаемых произведений, основные сюжетные линии, проблематику, смысл назаавния;
  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  • основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь в познавательной сфере:

  • воспроизводить содержание произведения, истолковывать проблему и систему образов-персонажей, выделять изобразительно-выразительные средства языка работать с книгой;
  • рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать их основные черты, определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  • использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • анализировать эпизод в связи с проблемой произведения, выражать свое отношение к прочитанному;
  • различать авторский замысел и особенности его воплощения

в коммуникативной сфере:

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,
  • владеть различными видами пересказа;
  • анализировать произведения:
  • работать с литературно-критическим материалом;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать сочинения рзных жанров на литературные и свободные темы;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

В эстетической сфере:

  • понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.

Результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты обучающихся 8 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

  • осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.
  • Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;
  • Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и т.д.);
  • Формулировать горизонт своих интересов;
  • Пользоваться справочным аппаратом книги, использовать ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипртектсом

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 8 классе проявляются в:

  •  умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
  • умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
  • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Содержание

Ведущая тема: литература в поисках героя

№ п/п Количество часов Содержание обучения Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)
Классицизм –  7 часов Задачи: — знакомство с основными литературными направлениями XVIII века., выявление их особенностей; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: классицизм,  ода, трагедия, комедия.  Повторение: жанры устного народного творчества и литературные жанры. Виды деятельности: чтение, обсуждение, классификация произведений по жанрам.   Понятия для изучения: литературные направления, классицизм как литературное направление, жанр оды, исторические корни трагедии, комедия как драматический жанр. Интернет: знакомство с современным писателем. Виртуальное интервью. Подписка на литературную рассылку. Первая электронная  библиотека «Мои любимые книги». Дискуссия в чате на литературные темы: умение убеждать виртуальных собеседников.
1 2 ч Н. Буало. Поэма – трактат «Поэтическое искусство» Знакомиться с канонами классицизма. Выявлять правила комедии классицизма. Читать по ролям отрывки из комедии. Соотносить содержание произведений зарубежной литературы с принципами изображения жизни и человека, характерными для определённой литературной эпохи, направления. Характеризовать героя зарубежной литературы.
2 1 ч Ж.Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (сцены из комедии). Отражение в пьесе социального противоречия эпохи: богатеющая буржуазия, не имеющая прав и привилегий, и беднеющая аристократия. Комический характер господина Журдена. Высмеивание невежества, тщеславия и глупости главного героя. Комические ситуации, их роль в развитии сюжета комедии
3 2 ч М. В Ломоносов. Жизнь и творчество. Теория трёх штилей   Знакомиться с национальной самобытностью отечественного классицизма, его гражданским, патриотическим пафосом. Выявлять в тексте произведений особенности поэтики жанра оды. Выразительно читать оды.
4 2 ч Д.И. Фонвизин. Жизнь и творчество драматурга. «Недоросль» (сцены из комедии) Черты классицизма в пьесе: единство места, времени и действия, «говорящие» имена и фамилии. Просветительская проблематика: понимание государственной службы как служения Отечеству, изображение бесправия крепостных крестьян. Тема воспитания в комедии. Приёмы создания комического эффекта. Речь героев как средство их характеристики. Современное звучание произведения Выявлять правила комедии классицизма. Соотносить содержание произведений русской литературы XVIII в. с особенностями русского Просвещения и классицизма. Описывать опыт читательской интерпретации классического или современного произведения. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве писателя (Д.И. Фонвизина)
Сентиментализм и его традиции — 5 ч Задачи: — выявление особенностей синтементализма; — воспитание эстетической воприимчивости; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: сентиментализм, русский сентиментализм. Виды деятельности: чтение, проект, интерпретация, дискуссия. Понятия для изучения: сентиментализм как литературное направление, русский сентиментализм. Связь между видами искусства: «Аделаида» Л. ван Бетховена  на стихи Фридриха фон Маттиссона.
5 3 ч Н.М. Карамзин. Жизнь  и творчество. Н.М. Карамзин — основоположник  отечественного сентиментализма, писатель, поэт, переводчик. «Бедная Лиза». Поэтика сентиментальной повести. «Естественный человек» и человек цивилизованный в повести. Сюжет и композиция повести, композиционная роль авторских отступлений, способы показа «внутреннего человека» (Н.М. Карамзин): «психологический жест», речь героев, одушевление природы Анализировать литературное произведение с учётом идейно- эстетических, художественных особенностей сентиментализма. Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве Н.М. Карамзина.
6 2 ч А.И. Куприн. Жизнь и судьба. «Гранатовый браслет». Тема любви. Трагические чувства Желткова. Роль вставных новелл. Финал как заключительный аккорд музыкальной темы произведения. Роль цветовой детали. Тема для обсуждения. «Маленький» ли человек Желтков? Читать осознанно художественное произведение, эмоционально откликаться на прочитанное, выражать личное читательское отношение к прочитанному.
Русская  литература  XIXв. —38 ч Задачи: — приобщение к богатству русской лирики первой трети XIXв., выявление особенностей авторских стилей; — развитие эстетического вкуса; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: романтизм, элегия, идиллия, романс. Виды деятельности: чтение, заучивание наизусть, интерпретация, проект.  Понятия для изучения: элегия, идиллия, романс как жанр романтической поэзии, система характеров в литературном произведении, антитеза, дума как жанр русской литературы, особенности русского романтизма, романтическая поэма. Связь между видами искусства: романсы на стихи В.М. Жуковского, К.Н. Батюшкова, А.А. Дельвига (музыка А.А. Алябьева, М.Л. Яковлева, А.Е Варламова); романсы на стихи А.С. Пушкина (музыка М.Л. Яковлева, М.И. Глинки и др.) Фильм «Капитанская дочка», телеспектакль (1978), фрагменты фильма «Русский бунт» (2000), фильм «Ася» (1977). Сценические интерпретации комедии: Хлестаков на русской сцене. «Инкогнито из Петербурга» 91977). Телеспектакль театра Сатиры «Ревизор» (1982); «Ревизор» (1996). Современные постановки пьесы; фильм «Попрыгунья» (1955) Интернет: подбор материалов для создания электронного варианта мини – энциклопедии об одном из русских поэтов. Написание отзыва о спектакле для театрального сайта.
7 1 ч Поэты пушкинской поры. Предшественники и современники А.С. Пушкина. Обзор раздела и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя) Собирать целенаправленно материал, необходимый для написания сочинения. Писать сочинение на заранее объявленную литературную или публицистическую тему
8 1 ч Г.Р. Державин. Жизнь и творчество поэта. «Памятник», «Фелица» (фрагменты). «Русские девушки», «Снегирь» ( по выбору учителя). Многообразие тематики поэзии Державина. Гражданские и философские оды. Новаторство поэта: расширение жанровых рамок, разрушение  системы «трёх штилей». Тема поэтического творчества. Анакреонтическая лирика. Цветовые эпитеты в лирической поэзии Державина, пластичность и конкретность образов Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей классицизма
9 1 ч В.А. Жуковский. Жизнь и творчество поэта. «Светлана» Жанр баллады в творчестве Жуковского. Русская фольклорная традиция в балладе. Изображение внутреннего мира героев. Психологизм в описании переживаний главной героини. Создание романтического характера. «Невыразимое», «Море» Центральные темы и образы лирики Жуковского. Мотив поэтического молчания: как передать словами «невыразимое»? Параллелизм в описании образа моря и человеческой души. Истовое стремление к недостижимому идеалу. Музыкальность лирики Жуковского. Роль звуковых и лексических повторов Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей романтизма. Выявлять черты фольклорной традиции в литературных произведениях различных жанров, определять художественные функции фольклорных мотивов, образов, поэтических средств в литературном произведении. Отмечать особенности поэзии русского романтизма на уровне языка, композиции, образа времени и пространства, образа романтического героя
10 К.Н. Батюшков. «Вакханка», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» (по выбору учителя) Жизнь и творчество поэта. Элегии Батюшкова — основной жанр его творчества. Эмоциональное разнообразие переживаний в батюшковских элегиях: грусть, предчувствие близкой смерти, тоска, радость, счастье от упоения жизнью и молодостью. Мотив мечты. Античные образы в стихотворениях поэта, их пластичность. Гармония звучания и содержания. Античная лирика и поэзия эпохи Возрождения: Тибулл, Торквато Тассо (на выбор — обзор). Образы и мотивы, повлиявшие на поэзию Батюшкова Выразительно читать произведения романтической поэзии. Выявлять различия в характеристике художественного чтения произведений классицизма и романтизма. Узнавать «вечные» образы мифологии и мировой литературы в произведениях писателей, учитывать знание основных характеристик этих образов при анализе художественного произведения
11 Е.А. Боратынский. Жизнь и творчество поэта. «Родина», «Разуверение», «К чему невольнику мечтания свободы?..» (по выбору учителя) «Поэзия мысли» Боратынского и её автобиографизм. Тема изгнанничества в лирике. Образ отверженного героя. Тема любви в творчестве Боратынского. Размышления о судьбе как о непреодолимой, высшей силе, довлеющей над человеком. Новеллистичность и психологизм любовной лирики поэта. «Унылая» элегичность поэзии Боратынского, её «холодная гармония». Утверждение поэзии как спасительной силы в бездуховном обществе, забывшем о красоте и гармонии. «Скромность» музы поэта, надежда найти в потомках единомышленника Определять характерные признаки лирических и лиро-эпических жанров на примерах изучаемых произведений
12 А.С. Пушкин. «К Чаадаеву», «К морю», «Во глубине сибирских руд…», «Анчар» Жизнь и судьба. Тема свободы в лирике А.С. Пушкина. Размышления о смысле жизни в лирике Пушкина. Тема свободы. Романтические образы в пушкинской поэзии 20-х гг. «К ***», «На холмах Грузии…», «Я вас любил…» Своеобразие любовной лирики поэта. Жертвенность и благородство чувств лирического героя. «Биография души» поэта в интимной лирике. Музыкальность стихотворений, их звуковая инструментовка. «Бесы» Особенности инструментовки стихотворения. Приёмы создания таинственной, мистической атмосферы. «Осень» Авторское настроение и сюжет в лирическом произведении. Размышления о природе творчества. Особенности лексики стихотворения, его композиции. Жанровые особенности отрывка. Новаторство поэта: создание реалистического стиля. «Пророк», «Поэту», «Эхо», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, её эволюция. Образ поэта. «Капитанская дочка» Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. Историческая основа повести. Гринёв и Пугачёв, их встречи, «обмен дарами». Тема русского бунта. Проблема жанра: повесть или роман? Понятие об «историческом романе». Роль эпиграфа. Автор и рассказчик. Фольклорные жанры в произведении Анализировать литературное произведение с учётом идейно-эстетических, художественных особенностей основных литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Передавать личное отношение к произведению в процессе выразительного чтения (эмоциональная окраска, интонирование, ритм чтения), характеризовать образ персонажа через чтение его монологов, реплик, описаний внешности, действий, размышлений и т. д. (элементы исполнительской интерпретации произведения). Рецензировать устно выразительное чтение одноклассников, чтение актёров. Выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). Обосновывать жанровое различие рассказа, повести и романа на конкретных примерах изучаемых произведений. Конспектировать литературно-критическую статью. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XIX в. с романтическими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Характеризовать героя русской литературы разных периодов (первой половины и второй половины XIX в.). Выявлять характерные для произведений русской литературы XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека. Выразительно читать фрагменты произведений русской литературы XIX в. Выразительно читать наизусть лирические стихотворения и фрагменты произведений русской литературы XIX в. Характеризовать героя русской литературы XIX в. Выявлять характерные для произведений русской литературы второй половины XIX в. темы, образы и приёмы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы XIX в. с романтическим и реалистическим принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения. Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Давать общую характеристику художественного мира произведения, писателя, литературного направления (романтизм, реализм). Подбирать и обобщать дополнительный материал о биографии и творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта. Находить ошибки и редактировать черновые варианты собственных письменных работ. Конспектировать литературно-критическую статью  
13 М.Ю. Лермонтов. Жизнь и судьба. «Смерть поэта», «Кинжал», «Поэт», «Пророк» Драматическая судьба поэта в современном ему мире. Обречённость поэта, его непонятость людьми. Гражданский пафос и элегичность стихотворений. Особенности метафоры. «Дума», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Как часто пёстрою толпою окружён…», «И скучно, и грустно…» Духовный мир лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова. Философская проблематика и психологизм лирики: Лермонтов и Байрон. Размышления о собственной судьбе и судьбе поколения. Контрастность образов лермонтовской лирики, мир маскарада и мир живых, искренних чувств. Трагическое одиночество лирического героя. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Из Гёте» Лирическая исповедь и элегия в творчестве поэта. Мотивы покоя и одиночества. Антитеза как основной художественный приём в лирике М.Ю. Лермонтова. «Прощай, немытая Россия…», «Родина» Тема Родины в лирике Лермонтова. Противоречивость отношения к России. «Мцыри» Гуманистический пафос произведения. Герой-бунтарь в поэме Лермонтова. Романтическое двоемирие: прекрасный мир мечты и свободы и монастырь. Пейзаж как отражение души героя. Особенности языка поэмы: развёрнутые метафоры и олицетворения
14 Н.В. Гоголь. Жизнь и судьба писателя. «Ревизор» История создания комедии. Сюжет и композиция «Ревизора», особенности конфликта. Нравы уездного города: смысл эпиграфа. Типичность персонажей пьесы: групповой портрет чиновников. Образ Хлестакова. Приёмы создания комического. Сатира, юмор и ирония в произведении. Н.В. Гоголь о смехе. «Шинель» «Маленький человек» в русской литературе. Трагическая судьба героя. Отношение автора к своему герою. Образ Петербурга в повести. Роль фантастического финала. Тема для обсуждения. «Я брат ваш!» (Акакий Акакиевич)
15 2 Ф.М. Достоевский. Жизнь и судьба писателя. «Бедные люди» Название повести как характеристика героев. Тема «маленького человека» в произведении Достоевского. Пространство как завязка конфликта. Герои в поиске выхода из одиночества. Художественные особенности произведения: эпистолярный жанр. Темы для обсуждения. Все мы вышли из гоголевской «Шинели» (Ф.М. Достоевский): традиции Гоголя в произведении Достоевского. Чем богаты «бедные» люди?
16 6 И.С. Тургенев. Жизнь и судьба писателя. «Записки охотника» Понятие «цикл рассказов». История создания, основные темы. Мастерство Тургенева-рассказчика: сюжеты, герои, язык произведений. «Бирюк» Роль пейзажа в раскрытии образа героя. Система характеров. Авторское отношение к изображаемому. «Певцы»  Образы Дикого Барина и Якова Турка. Народная песня в рассказе Тургенева. Эмоциональность, взволнованность повествования. «Ася» История несостоявшегося романа: главный герой и Ася. Романтические черты героини: одухотворённость и мечтательность. Пейзаж в повести, его роль. Тема для обсуждения. Русская критика о повести: споры о главных героях (Д.И. Писарев. «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова»; Н.Г. Чернышевский. «Русский человек на rendez-vous»)
17 3 А.П. Чехов. Жизнь и судьба. «Дом с мезонином», «Попрыгунья» История человеческой жизни как основа сюжета. Сопоставительный анализ  образов главных героинь. Ироническое и лирическое в рассказах
Из зарубежной литературы — 13 ч Задачи: — приобщение к основным достижениям мировой литературы и знакомство с её «вечными» темами; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: трагедия, сонет. Виды деятельности:  чтение, рассказывание, интерпретация, дискуссия. Повторение: драма как род литературы, особенность драматического действия, трагедия. Понятия для изучения: драма, сонет. Связь между видами искусства: экранизации трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» (режиссёр Ф. Дзеффирелли, 1968). Сценические постановки: телеспектакль (режиссёр А. Эфрос, 1982), балет на музыку С.С. Прокофьева; фильм «Фауст» (режиссёр А. Сокуров, 2011); современные экранизации произведений зарубежных писателей: «Повелитель мух» (режиссёр П. Брукс, 1963); «Властелин колец» (режиссёр П. Джексон, 2002–2004)
18 2 ч Данте Алигьери. «Божественная комедия» («Ад») Особенности жанра и композиции произведения. Образ поэта, спускающегося по кругам ада. Пороки человечества и наказание за них. Числовая символика Выявлять художественные средства создания образов прекрасных, возвышенных и их антиподов — образов безобразных и низменных. Выявлять характерные черты трагического и комического в литературе, объяснять причины очищающего и возвышающего воздействия на душу читателя трагического и комического в искусстве. Уметь выделять этапы развития сюжета, определять художественную функцию внесюжетных элементов композиции произведения. Писать аннотации, отзывы и рецензии на литературные произведения либо на их театральные или кинематографические версии. Сопоставлять оригинальные тексты произведений зарубежной литературы (фрагменты, заглавия, имена главных действующих лиц) и варианты их переводов на русский язык
19 3 ч У. Шекспир. «Ромео и Джульетта» (сцены) Тема любви и рока в трагедии. Эволюция образов Ромео и Джульетты. Особенности авторского повествования: сочетание поэзии и прозы, комических, трагических и лирических сцен. Сонеты (по выбору учителя) Любовь и творчество как основные темы сонетов. Образ возлюбленной в сонетах Шекспира
20 2 ч И.-В. Гёте. «Фауст» (фрагменты) Герой в поисках смысла жизни. Вмешательство демонических сил в судьбу человека. Фауст и Мефистофель
21 2 ч Дж.Р.Р. Толкиен (Толкин). «Властелин колец» В поисках добра и справедливости. Гэндальф: идея, ведущая человека по жизни Подбирать материал о биографии и творчестве писателя, об истории создания произведения, о прототипах с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета
22 2 ч У. Голдинг. «Повелитель мух» Дети, создающие своё государство: жестокие игры и их жертвы. Дети и власть. Порочный круг насилия в романе. Символический образ «повелителя мух». Тема для обсуждения. Возможно ли создание идеального общества? Сопоставлять сюжеты, персонажей литературных произведений
Из русской литературы ХХ в. — 3 ч Задачи: — выявление особенностей современной литературы, её новаторства; — усвоение и активизация литературоведческих терминов: очерк, эссе. Виды деятельности:  чтение, интерпретация, виртуальная дискуссия. Понятия для изучения: жанровые особенности очерка и эссе
23 2 ч К.Г. Паустовский. «Золотая роза» (отрывки) Как рождается художественное произведение? Искусство и художник: муки творчества и счастье художника-творца. Смысл сопоставления творчества с поиском золотых пылинок. Творческое задание. К.Г. Паустовский в воспоминаниях современников: портрет писателя Выявлять характерные для произведений русской литературы первой половины XX в. темы, образы и приёмы изображения человека. Соотносить содержание произведений русской литературы первой половины XX в. с романти­чес­кими и реалистическими принципами изображения жизни и человека. Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение. Формулировать вопросы по тексту произведения
24 1 ч В.А. Пьецух. «Прометейщина» Переосмысление мифологического персонажа. Авторская ирония. Художественные особенности рассказа. Тема для обсуждения. Мифологический сюжет в современной литературе Давать устный или письменный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования. Характеризовать сюжет произведения, его тематику, проблематику, идейно-эмоциональное содержание. Писать сочинение на литературном материале и с использованием собственного жизненного и читательского опыта
25 Повторение и обобщение изученного в 8 классе — 4 ч Писать контрольное сочинение

Рекомендации для самостоятельного чтения

 Русская литература

А.Т. Аверченко. Рассказы

И.Ф. Анненский. Из книги стихов «Кипарисовый ларец»

А.А. Ахматова. «Вечер», «Белая стая»

К.Д. Бальмонт. Произведения из книги стихов «Под северным небом»

Ю.В. Бондарев. «Батальоны просят огня», «Горячий снег»

И.А. Бунин. Стихотворения

Б.Л. Васильев. «А зори здесь тихие…»

М. Горький. «Дед Архип и Лёнька»

А.Н. Житинский. «Параллельный мальчик»

М.М. Ибрагимбеков. «За всё хорошее — смерть»

Н.М. Карамзин. «Предания веков» (сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского»), «Наталья, боярская дочь»

М.Ю. Лермонтов. «Маскарад»

И.Л. Андроников. «Загадка Н.Ф.И.»

А.П. Платонов. «Сокровенный человек», «В прекрасном и яростном мире»

А.С. Пушкин. Стихотворения, «Бахчисарайский фонтан», «Домик в Коломне»

В.Г. Распутин. «Живи и помни», «Пожар», «Прощание с Матёрой»

А. и Б. Стругацкие. «Понедельник начинается в субботу»

Л.Н. Толстой. «Юность»

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Месяц в деревне», «Накануне»

Н.А. Тэффи. Рассказы

М.И. Цветаева. «Идёшь, на меня похожий…»

А.П. Чехов. Рассказы

Зарубежная литература

Р. Брэдбери. «Вино из одуванчиков»

В. Гюго. «Отверженные», «Человек, который смеётся»

Ч. Диккенс. «Домби и сын»

Дж.Р. Киплинг. «Свет погас», «Отважные мореплаватели»

У. Коллинз. «Лунный камень»

А. Конан Дойл. «Рассказы о Шерлоке Холмсе»

Дж.Ф. Купер. «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт»

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебно-методический комплект:

        1.Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература  8 класс. В двух    частях. Москва «Вентана-Граф», 2015 г.

         2. Ланин Б.А., Устинова Л.Ю., Шапчикова В.М. Литература. Рабочая тетрадь. В двух частях. Москва   «Вентана-Граф», 2015 г.

Обучающие диски.

Серия компакт- дисков «Уроки литературы «КиМ» (5-9классы)

Электронные наглядные пособия с приложением (компакт-диски, слайды, методические рекомендации) М.: Новый диск – ИДДК, 2000-2003

А.А. Фет. Жизнь и творчество.

Повести А.С. Пушкина.

Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество.

Слайд — комплекты (20 слайдов) «Вокруг Пушкина».

Слайд-комплект (20 слайдов) «Портреты литераторов XIX века

Дополнительная учебная  литература

  1. Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.
  2. Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.
  3. Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. — Москва:  ВАКО, 2004.
  4. Егорова  Н.В. Поурочные разработки 8 класс. —  М.: Вако, 2007.
  5. Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.
  6. Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 8 класс. – М.: Радиус, 1999.
  7. Мордес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. — Волгоград: Учитель, 2002.
  8. Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Справочные пособия

  1. Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва:  Локид-Пресс, 2007.
  2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. — М., 1963.
  3. Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.
  4. Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.
  5. Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.
  6. Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. — Екатеринбург:  Фактория, 2006.
  7. Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. — М.: Книга, 1989.
  8. Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.
  9. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.
  10. Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

Приложение.

Критерии оценивания учащихся по литературе

Оценка устных ответов При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснять взаимосвязь событий, характеров и поступков героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейноэстетического содержания изученного произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе или прочитанных самостоятельно.

5. Речевая грамотность, логичность и последовательность ответа, техника и выразительность чтения.

В соответствии с этим оценкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов; хорошее владение литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, умение пользоваться основными теоретиколитературными знаниями и навыками разбора при анализе прочитанных произведений, умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов, владение литературной речью. Однако по одному двум из этих компонентов ответа могут быть допущены неточности

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий о знании и понимании текста изучаемого произведения, об умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеров и поступков главных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, о знании основных вопросов теории, но о недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведения; об ограниченных навыках разбора и о недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается не более двух-трёх ошибок в содержании ответа или иных недостатков в композиции и языке ответа.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание содержания произведения в целом, неумение объяснять поведение, характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий и слабое владение литературной речью.

Оценкой «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание основных вопросов, предусмотренных программой.

Оценка чтения наизусть При чтении поэтического или прозаического текста наизусть ученик обязан — указать автора и название произведения; — безошибочно воспроизвести текст; — во время чтения грамотно расставлять логические ударения; выдерживать паузы там, где это необходимо; соблюдать соответствующий смыслу текста темп чтения и интонацию; использовать при необходимости мимику и жесты.

Оценка «5» ставится при соблюдении всех перечисленных условий.

Оценка «4» ставится при несоблюдении одного из перечисленных условий.

Оценка «3» ставится при несоблюдении двух-трёх из перечисленных условий (уверенное знание текста при невыразительном чтении; выразительное, но неуверенное чтение текста; немотивированные паузы; неумение расставлять логические ударения и/или соблюдать соответствующий смыслу темп чтения).

Оценка «2» ставится при слабом знании текста (три и более немотивированных пауз, фактические ошибки при воспроизведении текста, неполное воспроизведение текста).

Оценка «1» ставится при неготовности ученика к чтению наизусть, при полном незнании текста.

Оценка сочинений В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:

— правильное понимание темы, глубина, и полнота ее раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев, исходя из идейно-эстетического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения;

— соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; — точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка «5» ставится за сочинение — глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, умение делать выводы и обобщения;

— стройное по композиции, логическое и последовательное в изложении мыслей;

 — написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию;

— допускаются одна-две неточности в содержании.

Оценка «4» ставится за сочинение — достаточно полно и убедительно раскрывающее тему с незначительными отклонениями от неё; обнаруживающее хорошее знание литературного материала, и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;

 — логическое и последовательное в изложении содержания;

— написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию; — допускаются две-три неточности в содержании, а также не более трёхчетырёх речевых недочётов.

Оценка «3» ставится за сочинение, в котором

— в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на вопрос, сформулированный в теме, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;

— материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения последовательности выражения мыслей;

 — обнаруживается владение основами письменной речи;

 в работе имеется не более 4-5 речевых недочётов.

 Оценка «2» ставится за сочинение, которое — не раскрывает тему, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий без вывода и обобщений или из общих положений, не опирающихся на текст — характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; — отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

 Оценка «1» ставится за сочинение — написанное не на тему, свидетельствующее о полном незнании текста произведения и о неумении излагать свои мысли;

 — содержащее большее число ошибок, чем это установлено для оценки «2»;

— списанное из внешнего источника

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» — 90 – 100 %;

«4» — 78 – 89 %;

«3» — 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %.