Языковые средства выразительности
- Фонетические (звукопись)
Средство выразительности | Определение | Пример |
АЛЛИТЕРАЦИЯ | Повтор согласных, создающий образ (в стихотворении). | Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей. |
АССОНАНС | Повтор гласных, создающий образ (в стихотворении). | Люблю берёзу русскую То светлую, то грустную – передаёт лёгкую грусть, нежность. |
- Лексические (тропы)
ЭПИТЕТ | Красочное, образное определение в переносном значении. Подчёркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения. | И вы не смоете всей вашей чёрной кровью/ Поэта праведную кровь. Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается. |
СРАВНЕНИЕ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ | Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО. | Как море бесшумное, волнуется всё войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием. |
МЕТАФОРА | Троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не оформлено с помощью сравнительных союзов. | Летят алмазные фонтаны/ С весёлым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, тёплый приём, цепь гор, хвост поезда. |
РАЗВЁРНУТАЯ МЕТАФОРА | Одна метафора влечёт за собой новые, связанные с неё по смыслу. | Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком. |
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ | Неодушевлённому предмету приписываются свойства живого существа. | Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно? |
МЕТОНИМИЯ | Замена одного слова другим, смежным по значению. | Эй ты, шляпа! (человек в шляпе). Читая Булгакова… (его книги). Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева. |
СИНЕКДОХА | Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот. | Каждую копейку в дом несёт (деньги). И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия). |
АЛЛЕГОРИЯ | Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. | Лиса – аллегория хитрости, заяц – трусости. |
ИРОНИЯ | Слово или выражение, употреблённое в смысле, противоположном прямому. | Такой ты умный (=глупый)! |
ГИПЕРБОЛА | Преувеличение. | В сто сорок солнц закат пылал. |
ЛИТОТА | Преуменьшение. | Ваш шпиц, прелестный шпиц, – Не более напёрстка; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить. |
ПЕРИФРАЗ(А) | Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора. | Царь зверей (=лев). Чёрное золото (=нефть). Утро года (=весна). |
СИНОНИМЫ | Слова, различные по написанию, но близкие по значению. Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста. | Победить – одолеть; бежать – мчаться. Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы. |
АНТОНИМЫ | Слова, имеющие противоположные значения. | Коварство и любовь; Белей лишь блеск, чернее тень. |
АРХАИЗМ/ УСТАРЕВШЕЕ СЛОВО | Вышедшее из общего употребления слово или оборот речи. | Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился… |
ДИАЛЕКТИЗМ | Слово или оборот, бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм). | Кочет (петух), корчик (ковшик), скородить (разравнивать граблями). |
ЖАРГОНИЗМ | Слово или выражение из условного, искусственного языка какой-либо социальной группы. | «Чуять» – из жаргона охотников, «амба» – из морского, «комп» – из молодёжного. |
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА | Лексика, представленная в научной, художественной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Этот разряд слов, как правило, используется в письменной речи и неуместен в устной. | Эта встреча с великим Львом Николаевичем незабвенна. — Прочти сей манускрипт, — посоветовал мне Гошка. |
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА / ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА | Лексика, представленная преимущественно в устной речи, ориентированная на неформальное, непринуждённое общение. Её использование совершенно недопустимо в информационных текстах и текстах официального характера. | Купить картошку (=картофель), многовато ошибок (=много), ерунда (что-либо маловажное), работать помаленьку (=постепенно), шоколадка (=плитка шоколада). |
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА | Слова, пришедшие из других языков. | Сэндвич, футбол, дисплей. |
НЕОЛОГИЗМ | Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий. | «Бездарь» (вместо «бездарность»). |
АФОРИЗМ | Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор. | «У сильного всегда бессильный виноват». |
ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ | Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. | Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение |
- Стилистические фигуры
АНАФОРА (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) | Повтор частей в начале строк (единоначатие). | Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы… |
ЭПИФОРА (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) | Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение конца предложений. | Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя. |
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) | Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. | Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путёвку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь. |
ЭКСПРЕССИВНЫЙ ПОВТОР | Повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя. | Небо над Волгой синее—синее. Ошибки-то надо исправлять, исправлять надо! – Скорей, скорей, – кричали мальчики, подгоняя друг друга… |
АНТИТЕЗА / ПРОТИВОПОСТАВЛЕ- НИЕ | Выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счета быстрой смены противоположных по смыслу понятий. | Волос длинный – ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли. |
ГРАДАЦИЯ | Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. | На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть… |
ОКСЮМОРОН | Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. | Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнажённой. Мёртвые души, живой труп, горячий снег. |
ИНВЕРСИЯ | Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол- сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше). | Пришёл он; Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням – (вместо «он стрелой взлетел мимо швейцара»). |
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ | Повторяющаяся последовательность членов предложений. | Травой зарастают могилы – давностью зарастает боль. Летал сокол по небу, Гулял молодец по свету. |
ЭЛЛИПСИС | Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста. | Мужики – за топоры! (пропущено слово «взялись») |
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ | Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения. | И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. |
МНОГОСОЮЗИЕ (ПОЛИСИНДЕТОН) | Однородные члены или предложения, соединённые повторяющимися союзами. | Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога. |
БЕССОЮЗИЕ | Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов. | Швед, русский колет, рубит, режет… |
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ | Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств. | Кто не бранивал станционных смотрителей! |
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС | Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя. | Какой русский не любит быстрой езды? (= «все русские любят»). |
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ | Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. | Прощай, немытая Россия! Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? |
УМОЛЧАНИЕ | Намеренное прерывание речи в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу. | Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, /Я близ Кавказа рождена. |
ПАРАДОКС | Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению. | Трус умирает много раз, храбрец — только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше. |
ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА | Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов. | Пушкин – это чудо. |
ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА | Слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. | Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач. |
- Синтаксические средства
ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ | Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения (их можно опустить, и предложение не исказится). Обособляются запятыми! | Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша. Он, стало быть, бережёт себя. Не правда ль, он хорош? Наконец, он пришёл. |
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ | Изложение в виде последовательности «вопрос- ответ». | И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению. |
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего. На конце ставится восклицательный знак. | Пожар! Горим! Кости целы — мясо наживём! Живы будем — не помрём! |
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём- либо. На конце ставится вопросительный знак. | И тогда я сам себе задал вопрос: а почему она дожила до наших дней? Почему её не разрушили, когда она ещё не была старинной, а была просто одним из множества московских храмов? И сам себе с недоумением ответил: не сломали, потому что – а зачем рушить? |
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ | Члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. | За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери. Есть периоды в судьбе страны, когда возникает потребность сверять свою личную жизнь, свою работу, своё творчество с тем временем, в котором живёшь. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю. |
ЦИТИРОВАНИЕ | Точное копирование чьих-то слов. | Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!» |
ЭКСПРЕССИВНО- ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА | Слова, которые выражают эмоции говорящего, его отношение к предмету речи. | Разиня, гадость, безобразие, кошмар, ерунда. |
ЭМОЦИОНАЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА | Слова, на лексическое значение которых наложена эмоциональная окраска. Они содержат отношение самого говорящего к называемому явлению. | Подкаблучник, надувательство, дружочек, проморгать автобус. |
ЭКСПРЕССИВНО- ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА | Слова, усиливающие выразительность речи | Буйный, бешеный, кипучий, лучезарный, лазурный. |
ИНДИВИДУАЛЬНО- АВТОРСКИЕ СЛОВА | Выдуманные автором слова. | Ослепительной рыжины ходит лисонька у ручья. Удивительна эта рыжь. Я свирел в свою свирель. |
ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО | Показывает, что предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку. | Крепчайший, самый сильный, лучший, умнее всех. |
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / ТЕРМИНЫ | Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства и т.д. | «Корень», «форма слова», «разговорная речь». |
ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА | Слова из политической, социально-экономической, мировоззренчески философской областей. | Общество, свобода, парламент, гражданин, легитимный. |
ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ | Непосредственное обращение к читателю. | Но неужели всё так безнадёжно? Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет. |