Языковые средства выразительности

  1. Фонетические (звукопись)
Средство выразительности Определение Пример
АЛЛИТЕРАЦИЯ Повтор согласных, создающий образ (в стихотворении). Полночной порою в болотной глуши/ Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей.
АССОНАНС Повтор гласных, создающий образ (в стихотворении). Люблю берёзу русскую То светлую, то грустную – передаёт лёгкую грусть, нежность.
  1. Лексические (тропы)
ЭПИТЕТ Красочное, образное определение в переносном значении. Подчёркивает наиболее существенные признаки. Содержит элемент сравнения. И вы не смоете всей вашей чёрной кровью/ Поэта праведную кровь.   Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.
СРАВНЕНИЕ, СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ОБОРОТ Выражение или слово, в котором одно явление или понятие объясняется посредством сопоставления его с другим. Чаще всего сравнение оформляется в виде сравнительного оборота, начинающегося с союзов: КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО. Как море бесшумное, волнуется всё войско. Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
МЕТАФОРА Троп на основе сходства двух явлений. Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в её основе лежит сравнение, но оно не  оформлено с помощью  сравнительных союзов. Летят алмазные фонтаны/ С весёлым шумом к облакам – (сверкающие, как алмаз); Сонное озеро, слов моих сухие листья, луковки церквей, тёплый приём, цепь гор, хвост поезда.
РАЗВЁРНУТАЯ МЕТАФОРА Одна метафора влечёт за собой новые, связанные с неё по смыслу. Отговорила роща золотая берёзовым весёлым языком.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ Неодушевлённому предмету приписываются свойства живого существа. Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. О ком ты воешь, ветер ночной, о чём сетуешь безумно?
МЕТОНИМИЯ Замена одного слова другим, смежным по значению. Эй ты, шляпа! (человек в шляпе). Читая Булгакова… (его книги). Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева.
СИНЕКДОХА Разновидность метонимии: целое выявляется через свою часть или наоборот. Каждую копейку в дом несёт (деньги). И слышно было до рассвета, как ликовал француз (французская армия).
АЛЛЕГОРИЯ Изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Лиса – аллегория хитрости, заяц – трусости.
ИРОНИЯ Слово или выражение, употреблённое в смысле, противоположном прямому. Такой ты умный (=глупый)!
ГИПЕРБОЛА Преувеличение. В сто сорок солнц закат пылал.
ЛИТОТА Преуменьшение. Ваш шпиц, прелестный шпиц, – Не более напёрстка; Ниже тоненькой былиночки Надо голову клонить, Чтоб на свете сиротиночке Беспечально век прожить.
ПЕРИФРАЗ(А) Слово или выражение заменяется синонимичным, чтобы избежать повтора. Царь зверей (=лев). Чёрное золото (=нефть). Утро года (=весна).
СИНОНИМЫ Слова, различные по написанию, но близкие по значению.  Контекстные синонимы — слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста. Победить – одолеть; бежать – мчаться.   Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.
АНТОНИМЫ Слова, имеющие противоположные значения. Коварство и любовь; Белей лишь блеск, чернее тень.
АРХАИЗМ/ УСТАРЕВШЕЕ СЛОВО Вышедшее из общего употребления слово или оборот речи. Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился…
ДИАЛЕКТИЗМ Слово или оборот, бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм). Кочет (петух), корчик (ковшик), скородить (разравнивать граблями).
ЖАРГОНИЗМ Слово или выражение из условного, искусственного языка какой-либо социальной группы. «Чуять» – из жаргона охотников, «амба» – из морского, «комп» – из молодёжного.
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА Лексика, представленная в научной, художественной литературе, публицистике, официально-деловых документах. Этот разряд слов, как правило, используется в письменной речи и неуместен в устной. Эта встреча с великим Львом Николаевичем незабвенна. — Прочти сей манускрипт, — посоветовал мне Гошка.
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА / ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА Лексика, представленная преимущественно в устной речи, ориентированная на неформальное, непринуждённое общение. Её использование совершенно недопустимо в информационных текстах и текстах официального характера. Купить картошку (=картофель), многовато ошибок (=много), ерунда (что-либо маловажное), работать помаленьку (=постепенно), шоколадка (=плитка шоколада).
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА Слова, пришедшие из других языков. Сэндвич, футбол, дисплей.
НЕОЛОГИЗМ Слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий. «Бездарь» (вместо «бездарность»).
АФОРИЗМ Обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор. «У сильного всегда бессильный виноват».
ФРАЗЕОЛОГИЗМ, ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКОЕ СОЧЕТАНИЕ Лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение
  1. Стилистические фигуры
АНАФОРА (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) Повтор частей в начале строк (единоначатие). Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы…
ЭПИФОРА (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) Повтор частей, одинаковое синтаксическое построение  конца предложений. Я всю жизнь шёл к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) Повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путёвку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.
ЭКСПРЕССИВНЫЙ ПОВТОР Повторение одного и того же слова или выражения для усиления эмоционального восприятия текста или передачи эмоционального состояния автора или героя. Небо над Волгой синеесинее. Ошибки-то надо исправлять, исправлять надо! – Скорей, скорей, – кричали мальчики, подгоняя друг друга…
АНТИТЕЗА / ПРОТИВОПОСТАВЛЕ- НИЕ Выразительное средство, позволяющее произвести особо сильное впечатление на читателя, передать ему сильное волнение автора за счета быстрой смены противоположных по смыслу понятий. Волос длинный – ум короткий; Я вчера задыхался от счастья, а сегодня кричу от боли.
ГРАДАЦИЯ Расположение синонимов по степени нарастания или ослабления признака. На лице светились, горели, сияли огромные синие глаза. Но ты должен понять это одиночество, принять его, сдружиться с ним и духовно преодолеть
ОКСЮМОРОН Соединение слов, противоречащих друг другу, логически исключающих друг друга. Смотри, ей весело грустить такой нарядно обнажённой. Мёртвые души, живой труп, горячий снег.
ИНВЕРСИЯ Изменение обычного порядка слов. Обычно: определение + подлежащее + обстоятельство + глагол- сказуемое + дополнение (напр. Осенний дождь громко стучал по крыше). Пришёл он; Досадно было, боя ждали; Швейцара мимо он стрелой взлетел по каменным ступеням – (вместо «он стрелой взлетел мимо швейцара»).
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ Повторяющаяся последовательность членов предложений.  Травой зарастают могилы – давностью  зарастает боль.  Летал сокол по небу, Гулял молодец по  свету.
ЭЛЛИПСИС Пропуск какого-нибудь члена предложения, который легко восстанавливается из контекста. Мужики за топоры! (пропущено слово «взялись»)
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ Членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения. И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
МНОГОСОЮЗИЕ (ПОЛИСИНДЕТОН) Однородные члены или предложения, соединённые повторяющимися союзами. Какое странное, и манящее, и несущее, и чудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.
БЕССОЮЗИЕ Однородные члены предложения соединяются без помощи союзов. Швед, русский колет, рубит, режет
РИТОРИЧЕСКОЕ ВОСКЛИЦАНИЕ Восклицание, усиливающее в тексте выражение чувств. Кто не бранивал станционных смотрителей!
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС Вопрос, который задаётся не с целью дать или получить на него ответ, а с целью эмоционального воздействия на читателя. Какой русский не любит быстрой езды? (= «все русские любят»).
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ Обращение, направленное не к реальному собеседнику, а к предмету художественного изображения. Прощай, немытая Россия! Волга, колыбель моя, любил ли кто тебя, как я?
УМОЛЧАНИЕ Намеренное прерывание речи в расчёте на догадку читателя, который должен мысленно докончить фразу. Но слушай: если я должна тебе…кинжалом я владею, /Я близ Кавказа рождена.
ПАРАДОКС Суждение, резко противоречащее здравому смыслу, но глубокое по значению. Трус умирает много раз, храбрец — только однажды; Торопись медленно; Чем хуже, тем лучше.
ОЦЕНОЧНАЯ ЛЕКСИКА Прямая авторская оценка событий, явлений, предметов. Пушкин – это чудо.
ЭКСПРЕССИВНАЯ ЛЕКСИКА Слова, выражающие ласку, шутку, иронию, неодобрение, пренебрежение, фамильярность и т.д. Дурочка, сыночек, глупышка, рифмоплёт, балбес, забулдыга, трепач.
  1. Синтаксические средства
ВВОДНЫЕ СЛОВА И СЛОВОСОЧЕТАНИЯ Слова и конструкции, грамматически не связанные с членами предложения (их можно опустить, и предложение не исказится). Обособляются запятыми! Героиней этого романа, само собой разумеется, была Маша. Он, стало быть, бережёт себя. Не правда ль, он хорош? Наконец, он пришёл.
ВОПРОСНО-ОТВЕТНАЯ ФОРМА ИЗЛОЖЕНИЯ Изложение в виде последовательности «вопрос- ответ». И опять метафора: «Живите под минутными домами…». Что это означат? Ничто не вечно, все подвержено тлену и разрушению.
ВОСКЛИЦАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Предложения, которые передают сильные чувства и эмоции говорящего. На конце ставится восклицательный знак. Пожар! Горим! Кости целы — мясо наживём! Живы будем — не помрём!
ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ Предложения, в которых выражается стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём- либо. На конце ставится вопросительный знак. И тогда я сам себе задал вопрос: а почему она дожила до наших дней? Почему её не разрушили, когда она ещё не была старинной, а была просто одним из множества московских храмов? И сам себе с недоумением ответил: не сломали, потому что – а зачем рушить?
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ Члены предложения, связанные с одним и тем же словом и отвечающие на один и тот же вопрос. За всё я отвечаю в этом мире — за вздохи, слёзы, горе и потери. Есть периоды в судьбе страны, когда возникает потребность сверять свою личную жизнь, свою работу, своё творчество с тем временем, в котором живёшь. Гром перекатывается, грохочет, ворчит, рокочет, встряхивает землю.
ЦИТИРОВАНИЕ Точное копирование чьих-то слов. Оскар Уайльд сказал: «Быть серьёзным – это несерьёзно!»
ЭКСПРЕССИВНО- ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА Слова, которые выражают эмоции говорящего, его отношение к предмету речи. Разиня, гадость, безобразие, кошмар, ерунда.
ЭМОЦИОНАЛЬНО- ОЦЕНОЧНЫЕ СЛОВА Слова, на лексическое значение которых наложена эмоциональная окраска. Они содержат отношение самого  говорящего к называемому явлению. Подкаблучник, надувательство, дружочек, проморгать автобус.
ЭКСПРЕССИВНО- ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА Слова, усиливающие выразительность речи Буйный, бешеный, кипучий, лучезарный, лазурный.
ИНДИВИДУАЛЬНО- АВТОРСКИЕ СЛОВА Выдуманные автором слова. Ослепительной рыжины ходит лисонька у ручья. Удивительна эта рыжь. Я свирел в свою свирель.
ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО Показывает, что предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку. Крепчайший, самый сильный, лучший, умнее всех.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА / ТЕРМИНЫ Слова или словосочетания, называющие специальные понятия какой-либо сферы производства, науки, искусства и т.д. «Корень», «форма слова», «разговорная речь».
ОБЩЕСТВЕННО- ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЛЕКСИКА Слова из политической, социально-экономической, мировоззренчески философской областей. Общество, свобода, парламент, гражданин, легитимный.
ДИАЛОГ С ЧИТАТЕЛЕМ Непосредственное обращение к читателю. Но неужели всё так безнадёжно? Неужели читателю, любящему живую книгу, остаётся утешаться нетленной классикой? К счастью, нет.