Календарно — тематическое планирование по литературе 9 класс Б. А. Ланин
Пояснительная записка
Данная рабочая учебная программа составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации,утверждённым Приказом Минобразования РФ от 09.03.2004, №1312.
- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, утверждённым, Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004, №1089;
- Примерной программой основного общего образования по литературе 5 – 11 классы// Базовый уровень, под редакцией (Программа по литературе для 5-9-х классов общеобразовательных учреждений Б.А. Ланина, Л.Ю.УстиновойВентана-Граф, 2014)
- Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
-развитиепознавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Задачи обучения:
• Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
• обеспечение преемственности начального общего. основного общего, среднего (полного) общего образования;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы, к соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, к обеспечению индивидуального психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, к формированию образовательного базиса с учетом не только знаний, но и соответствующего культурного уровня развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, в:заимодействия всех его участников;
• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнерами; выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием учреждений дополнительного образования детей;
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в создании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населенного пункта, района, города) дня приобретения опыта реального управления и действия; социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов в сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
• воспитание и развитие личности, отвечающей требованиям современного общества, инновационной экономики, способной решать задачи построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
• формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования. определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
• ориентацию на достижение основного результата образования – развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
• признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей ЛИЧНОСТНОГО и социального развития обучающихся;
• учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
• разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуальное развитие каждого обучающегося, в том числе одаренных детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (со времен древней Руси до современности).
Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.
В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.
Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс
В 9 классах в целом обучаются учащиеся, способные к самообразованию, проявляющие интерес к предмету. Программа содержит задания, которые требуют обращения девятикласников к дополнительной литературе: подготовить сообщение о писателе поэте, дать определение литературоведческого термина, составить словарную статью, составить словарик диалектизмов, устаревшей лексики, незнакомых еще слов и др. (использование разнообразных словарей). Эта работа дает возможность данным школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой. В программе учтены возможности слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности даются разнообразные задания творческого и проблемного характера. Домашнее задание также строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.
Наряду с традиционными уроками в программе предусмотрены уроки- практикумы, размышления. Часть уроков включает в себя не только индивидуальные формы работы, но и коллективные способы обучения: работа в парах, группах переменного состава позволяет проявить себя учащимся, испытывающим затруднения в восприятии новых знаний.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
Количество часов на освоение учебного предмета «Литература» на уровне основного общего образования в авторской программе – 455 часов (при 35 учебных неделях в год). Количество часов на освоение предмета в рабочей программе составляет 442 часа согласно основной образовательной программе основного общего образования школы.
Общее количество часов, отведенных на изучение предмета, распределяется по учебным годам следующим образом:
Класс | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Кол-во часов в неделю | 3 | 3 | 2 | 2 | 3 |
Кол-во часов в год | 102 | 102 | 68 | 68 | 102 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Устное народное творчество
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
- выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
- видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера своего народа в героях народных сказок и былин;
- учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
- целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
- определять с помощью пословицы жизненную/вымышленную ситуацию;
- выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;
- пересказывать сказки, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;
- выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
- видеть «необычное в обычном», устанавливать неочевидные связи между предметами, явлениями, действиями, отгадывая или сочиняя загадку.
Выпускник получит возможность научиться:
- сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
- рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке, былине, обосновывая свой выбор;
- сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
- сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;
- выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми
- установками;
- устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).
Выпускник научится:
- осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;
- воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;
- определять актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
- определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
- анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;
- создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
- сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
- работать с разными источниками информации и владеть основными способами ее обработки и презентации;
Выпускник получит возможность научиться:
- выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
- дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их художественную и смысловую функцию;
- сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
- оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других видов искусства;
- сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
- вести самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах, в том числе с использованием Интернет-ресурсов.
Содержание тем учебного курса.
Содержание Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской и зарубежной классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Древнерусская литература. Русская литература XVIII в.
Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература
Из раздела «Древнерусская литература»
У истоков великой русской литературы. Основные темы и художественные особенности.
Самобытный характер древнерусской литературы. Летописные жанры. Русские летописи. История летописей. Летописцы и их творчество.
«Слово о полку Игореве»
«Слово…» — величайший памятник древнерусской литературы. Историческая основа произведения, история публикаций. Проблема авторства. Художественные переводы «Слова».
Идейно-художественное значение «Слова…». Сюжет, фабула, композиция, особенности художественной образности. Связь с фольклором. Принципы создания образов героев. Образы русских князей. Ярославна как идеальный образ русской женщины. Образ Русской земли. Авторская позиция в «Слове…». «Золотое слово» Святослава и основная идея произведения. Соединение языческой и христианской образности. Язык произведения. Пейзаж и его роль. Патриотический и героический пафос, лиризм «Слова…». Влияние на развитие отечественной литературы.
Связь между видами искусства. Опера А.П. Бородина «Князь Игорь».
Тема для обсуждения. Споры об авторе. Образ автора в «Слове…».
Творческие задания. Фольклорные традиции «Слова…». «Слово…» в контексте древнерусской литературы.
Из разделов «Русская литература XIX в.», «Из зарубежной литературы»
Классическая литература XIX в.
А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество писателя. Повторение.
«Горе от ума». Традиции просветительства и черты классицизма. История создания, публикации и первые постановки комедии. Прототипы. Смысл названия и проблема ума в пьесе. Сюжет и композиция. Особенности развития комедийной интриги. Своеобразие конфликта. Двойной конфликт комедии. Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» в произведении. Система образов. Чацкий как необычный резонёр, предшественник «странного человека» в русской литературе. Своеобразие любовной интриги. Образ фамусовской Москвы. Художественная функция внесценических персонажей. Художественные средства создания характеров. Образность и афористичность языка. Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц. Конкретно-историческое и общечеловеческое в произведении. Необычность развязки, смысл финала комедии. Сатира в произведении. Критика о пьесе Грибоедова.
Раздел «Теория литературы». Повторение. Классицизм как литературное направление. Просветительский реализм. Романтизм. Драма как род литературы. Трагедия. Комедия классицизма. Понятие о реализме.
Связь между видами искусства. Вальсы Грибоедова. Театральные постановки и экранизации комедии. Телеверсии спектаклей Академического Малого театра: постановки С. Алексеева (1952 г.), М. Царёва (1977 г.), С. Женовача (2003 г.). Телеверсия постановки О. Меньшикова (2001 г.). Современные трактовки пьесы.
Тема для обсуждения. Судьба личности в русском обществе.
Творческое задание. Эссе с использованием критической литературы о комедии (А.А. Григорьев. «По поводу нового издания старой вещи „Горе от ума»»; И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»).
Интернет. Написание отзыва о постановке для театрального сайта.
Дж.Г. Байрон. Из биографии (странствия поэта).
«Паломничество Чайльд-Гарольда» (фрагменты). Романтический герой в поисках смысла жизни. Мотив странствия. Испытание любовью, дружбой. Мотивы тоски и одиночества. Ощущение трагического разлада героя с жизнью, окружающим его обществом. Байронический тип героя. Байрон и русская литература.
А.С. Пушкин. Жизнь и творчество: годы творческого расцвета.
«Евгений Онегин. Эволюция замысла. Своеобразие жанра произведения: широта охвата действительности («энциклопедия русской жизни», В.Г. Белинский), стихотворная форма, единство эпического и лирического начал. «Зеркальная» композиция романа, испытания героев. Социально-историческое и общечеловеческое значение нравственных проблем романа. Изображение высшего света и поместного дворянства. Образ читателя в романе. Образ Онегина, его развитие. Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Татьяна как «милый идеал» автора. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Автор романа и лирический герой поэзии Пушкина. Сюжетные линии произведения и темы лирических отступлений. Роль лирических отступлений в романе. Особенности стиля: романтические, реалистические черты, отсылки к классицизму. Художественная функция эпиграфов, посвящений, снов и писем героев романа. Картины жизни русского общества: жизнь столиц и мир русской деревни. Картины родной природы. «Онегинская строфа». Особенности языка, органичное сочетание высокой поэтической речи и дружеского разговора, упоминания имён богов и героев античной мифологии и использование просторечной лексики. Споры об Онегине в русской критике: Онегин — «страдающий эгоист», «эгоист поневоле» (В.Г. Белинский) или «отвлечённый человек, беспокойный мечтатель на всю жизнь» (Ф.М. Достоевский), «чужой, нерусский, туманный призрак, рождённый веяниями западной жизни» (Д.С. Мережковский).
Раздел «Теория литературы». Реализм как литературное направление. Романтизм и реализм. Роман в стихах: особенности жанра.
М.Ю. Лермонтов.Жизнь и творчество.
«Герой нашего времени». «Герой нашего времени» как первый психологический роман в русской литературе. Особенности сюжета и композиции: смена рассказчиков, внимание к внутреннему миру героя; смещение временной последовательности действия; «история души человеческой» как развитие действия.
Роль композиции в раскрытии характера Печорина (от описания поступков, их мотивировки — к психологической самохарактеристике). Особое внимание к внутренней жизни человека, его мыслям, чувствам, переживаниям, самоанализу, рефлексии. Композиционная роль «Журнала Печорина». Жанровое своеобразие романа «путевые записки», дневник, повести). Печорин в поисках смысла жизни. Романтические черты героя, его автобиографизм. Нравственно-философская проблематика (индивидуализм, эгоцентризм, социальная активность личности, ответственность человека за свою судьбу и жизнь близких людей, цель и смысл жизни).
Художественные описания природы Кавказа, быта и нравов горцев как средства раскрытия психологии личности. Главный герой и второстепенные персонажи произведения. Любовь и игра в любовь в жизни Печорина. Смысл финала романа. Поэтическая ёмкость, лиризм и выразительность языка романа. Смысл названия романа. Печорин и Онегин. Печорин и лирический герой поэзии Лермонтова. Роман «Герой нашего времени» в русской критике.
Раздел «Теория литературы». Психологический портрет. Психологический пейзаж. Сюжет и фабула.
Связь между видами искусства. Музыка Сен-Санса, акварели М.Ю. Лермонтова. Экранизации романа: «Страницы журнала Печорина» (постановка А. Эфроса, 1975); «Герой нашего времени»: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань» (режиссёр С. Ростоцкий, 1965-1966); «Княжна Мери» (режиссёр И. Ан-ненский, 1955).
Творческая работа. Споры вокруг романа М.Ю. Лермонтова в русской критике (В.Г. Белинский. «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова»; Ю.И. Айхенвальд. «Заметка о „Герое нашего времени»»; Д.Н. Овсянико-Куликовский. «Печорин»; Д.С. Мережковский. «Поэт сверхчеловечества»; Б.М. Эйхенбаум. «Роман М.Ю. Лермонтова „Герой нашего времени»»).
Интернет. Современный взгляд на роман Лермонтова: поиск электронных ресурсов по произведению, составление библиографии с краткой аннотацией.
Тема для обсуждения. Чайльд-Гарольд — Онегин — Печорин: трагедия незаурядной личности.
Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество писателя: годы странствий, вехи религиозного поиска.
«Мёртвые души». Из истории создания. Смысл названия поэмы. Путешествие героя как приём воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, народная. Чичиков как герой нового времени — «приобретатель», его идейно-композиционное значение в поэме. Тема пошлости в произведении: образы помещиков. Групповой портрет чиновников: средства создания. Чичиков в системе образов поэмы. Образы помещиков и чиновников, художественные средства и приёмы их создания, образы крестьян. Образ Руси. Взаимоотношения Чичикова и автора-повествователя в сюжете поэмы. Эволюция образа автора от сатирика к проповеднику и пророку. Жанровое своеобразие произведения, его связь с «Божественной комедией» Данте, плутовским романом, романом-путешествием. Причины незавершённости поэмы. Особенности стиля «Мёртвых душ». Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическим идеалом писателя.
Своеобразие художественной манеры Гоголя: роль подробностей и художественных деталей, портретных зарисовок, речевых и авторских характеристик в раскрытии внутреннего мира героев.
Лирические отступления в «Мёртвых душах», их тематика и идейный смысл. Поэма о России, тема будущего Руси. Своеобразие гоголевского реализма. Поэма «Мёртвые души» в русской критике. Смысл названия поэмы и споры о жанре «Мёртвых душ»: роман или поэма?
Раздел «Теория литературы». Роман и поэма (обобщение).
Для самостоятельного чтения. Рассказ В.М. Шукшина «Забуксовал».
Связь между видами искусства. Экранизации и театральные постановки поэмы. Художественные фильмы режиссёра М. Швейцера (1984) и режиссёра Л. Трауберга (1960).
Тема для обсуждения. Образ Чичикова: сильная, предприимчивая личность или мелкий и пошлый человечек? Стилевые различия в описании Хлестакова и Чичикова.
Творческие задания. Кто же едет в тройке? Кого везёт тройка-Русь? Поэма Гоголя в русской критике (В.Г. Белинский. «Похождения Чичикова, или Мёртвые души. Поэма Н. Гоголя»; К..В. Манн. «Поэтика Гоголя»; В.В. Набоков. «Николай Гоголь»; А. Белый. «Мастерство Гоголя»; В.В. Зеньковский. «Н.В. Гоголь»; В.В. Гиппиус. «Н.В. Гоголь»).
Интернет. Современный взгляд на поэму Гоголя: поиск электронных ресурсов по произведению, составление библиографии с краткой аннотацией.
Раздел «Теория литературы». Обобщающее повторение: романтизм и реализм. Особенности реалистической поэтики.
Из разделов «Русская литература XIX в.», «Русская литература XX в.», «Зарубежная литература»
Вечные образы в литературе
М. де Сервантес Сааведра. Из биографии.
«Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский. Рыцарские романы во времена Сервантеса. Мечта о Дульсинее Тобосской. Конфликт мечты и реальности в романе. Дон Кихот и Санчо Панса: взаимоотношения героев, роль двойничества в композиции романа. Философская и нравственная проблематика романа.
Авторская позиция и способы её выражения. Конфликт иллюзии и реальной действительности.
У. Шекспир. Из биографии (театр в жизни Шекспира).
«Гамлет». Трагедия мести, перерастающая в трагедию личности. Напряжённая духовная жизнь героя-мыслителя. Противопоставление благородства мыслящей души суетности времени. Трагический разрыв героя с близкими людьми, его одиночество. Гамлет как «вечный» образ. Тема жизни как театра.
И.С. Тургенев. Жизнь и творчество писателя.
«Гамлет и Дон-Кихот». Два типа личности в истории человечества и в творчестве И.С. Тургенева. Пародийность и поэтичность в их обрисовке и восприятии.
«Гамлет Щигровского уезда». История русского Гамлета, его психологические, национальные и исторические особенности.
Связь между видами искусства. Образ Гамлета на сцене и на экране. «Гамлет» (режиссёр Г. Козинцев, 1964). Музыка Д.Д. Шостаковича. Современные постановки пьесы.
Тема для обсуждения. Герой-мыслитель в русской и мировой литературе.
Интернет. Поиск сайта, посвященного Шекспиру; написание и размещение на нём рецензии на одну из интерпретаций «Гамлета» в кино и театре.
А.П. Чехов. Жизнь и творчество.
«Крыжовник», «О любви». Образы «футлярных людей». Психологическая мотивировка образов. Роль художественной детали. Тема любви в рассказах Чехова. Авторская позиция. Смысл финала произведений. Художественная роль пейзажа. Жанрово-композиционные особенности чеховских рассказов. Новаторство Чехова в жанре рассказа. Роль художественной детали. Лаконизм и выразительность языка.
Интернет. Создание презентации «Герои Чехова».
М. Горький. Жизнь и творчество: странствия на рубеже веков.
«Челкаш». Сильный человек вне общества. Широта души, стремление к воле. Противостояние обществу. Отсутствие идеализации героя, реалистическая мотивировка характера. Челкаш и Гаврила: два типа отношения к жизни. Особенности языка и стиля произведения.
Символический образ моря в рассказе.
Творческое задание. Особенности пейзажа в романтических и реалистических рассказах М. Горького.
Интернет. Библиография статей о М. Горьком в электронных журналах за последние годы.
А.А. Блок. Жизнь и творчество.
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме» «Вхожу я в тёмные храмы…», «Предчувствую Тебя. Года проходят мимо…», «Мы встречались с тобой на закате…», «Мне страшно с Тобой встречаться…» (другие — по выбору учителя) Теория «Вечной Женственности» B.C. Соловьёва и её отражение в ранней лирике Блока. Тематическая и композиционная завершённость цикла «Стихи о Прекрасной Даме». Символические и реалистические детали в стихотворениях. Лирический герой поэзии Блока. Символика цвета и реалистические детали. Музыкальность блоковского стиха.
Раздел «Теория литературы». Понятие о символе и символизме. Символизм и реализм.
Связь между видами искусства. Романсы на стихи А.А. Блока (музыка Ю.А. Борисова, А.Н. Вертинского).
С.А. Есенин. Жизнь и творчество.
«Задымился вечер, дремлет кот на брусе…», «Запели тёсаные дроги…», «Зелёная причёска…» (другие — по выбору учителя) Лирический герой и мир природы. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор в поэзии Есенина. Особенности поэтики Есенина, напевность стиха. Олицетворение как основной художественный приём. Своеобразие метафор и сравнений в поэзии Есенина. Фольклорные мотивы и образы в поэзии Есенина.
Связь между видами искусства. Романсы на стихи С.А. Есенина.
Тема для обсуждения. Есенин и Блок: цветопись и звукопись.
В.В. Маяковский. Жизнь и творчество.
«Нате!», «Кофта фата», «Дешёвая распродажа», «Хорошее отношение к лошадям» (другие — по выбору учителя) Гуманистический пафос лирики. Противопоставление лирического героя толпе обывателей. Тема назначения поэзии. «Пощёчина общественному вкусу». Вызов общественному вкусу как основа эстетики футуризма. Традиции и новаторство Маяковского в ранней лирике. Словотворчество и яркая метафоричность. Своеобразие ритмики и рифмы в стихотворениях.
Раздел «Теория литературы». Понятие о футуризме.
Тема для обсуждения. Одиночество лирического героя у Лермонтова и Маяковского.
Творческие задания. Поэзия и графика Маяковского. «Над поэтической строкой»: интерпретация стихотворений Блока, Маяковского, Есенина.
Интернет. Разработка и создание веб-страницы, посвященной А.А. Блоку, В.В. Маяковскому или С.А. Есенину.
Из разделов «Русская литература XX в.», «Из зарубежной литературы»,
«Из литературы народов России»
М.А. Булгаков. Жизнь и творчество писателя.
«Собачье сердце» Мифологические и литературные источники сюжета. Идея переделки человеческой природы. Образ «грядущего хама» (ДС- Мережковский): Шариков и Швондер. «Шариковщина» как социальное явление. Образ Шарикова и проблема исторической ответственности интеллигенции. Символика имён, названий, художественных деталей. Сатирическое изображение действительности. Открытый финал произведения. Смысл названия повести.
Раздел «Теория литературы». Виды комического (обобщение).
Связь между видами искусства. Фрагменты фильма «Собачье сердце» (режиссёр В. Бортко, 1988).
Тема для обсуждения. Проблема исторической ответственности интеллигенции.
Творческое задание. Речь персонажей и речь автора в повести МА. Булгакова «Собачье сердце».
А. Камю. Из биографии. Цитаты и афоризмы Камю.
«Посторонний» История создания и проблематика романа. Суд над Мерсо. Загадка Мерсо. Значение романа. Понятие об экзистенциализме.
Дж. Оруэлл. Из биографии. Афоризмы Оруэлла.
«1984» Проблематика романа. Государство Океания, его политические и нравственные принципы. Судьбы главных героев.
Раздел «Теория литературы». Понятие о жанре экзистенциального романа и антиутопии.
Г.Н. Айги. Из биографии.
«Ходьба-прощанье…», «Вершины берёз — с детства…», «Сад — грусть…», «Образ — в праздник». Лирика разных жанров. Традиции жанров восточной поэзии в творчестве русских поэтов.
A.И. Солженицын. Из биографии.
«Матрёнин двор». Историческая и биографическая основа рассказа. Образ Матрёны. Авторская позиция.
Проблема названия: почему первоначальное «Не стоит село без праведника» заменено на «Матрёнин двор». Изображение народной жизни. Судьба Матрёны. Литературные корни образа Матрёны. Образ рассказчика — учителя Игнатича. Портрет и интерьер в рассказе.
Притчевое начало, традиции житийной литературы, сказовой манеры повествования в рассказе. Язык и стиль рассказа. Нравственная проблематика. Принцип «жить не по лжи».
Тема праведничества в рассказе и в русской литературе.
Раздел «Теория литературы». Герой-праведник (повторение и обобщение).
Темы для обсуждения. Образ судьбы в произведениях русских писателей XIX-XX вв. Трагические события в истории России и их отражение в литературе. Литература как воплощение истории народа.
Интернет. Разработка веб-страницы о творчестве писателя (по выбору). Создание электронной мини-библиотеки (размещение текстов с аннотациями). Составление электронной библиографии. Подписка на рассылку электронных новостей по литературе. Создание тематических презентаций. Написание рецензий и отзывов с размещением на литературных сайтах. Участие в виртуальных дискуссиях на тематических чатах. Самостоятельная работа с ресурсами электронных библиотек.
Круг чтения
Русская литература
В.П.Аксёнов. «Звёздный билет», «На полпути к Луне» В.П. Астафьев. «Последний поклон», «Звездопад», «Где-то гремит война»
К.Н. Батюшков. Стихотворения
Ю.B. Бондарев. «Берег»
И.А. Бунин. Цикл «Тёмные аллеи»
Б.Л. Васильев. «В списках не значился»
К.Д. Воробьёв. «Убиты под Москвой», «Крик»
А.Т. Гладилин. «Бригантина поднимает паруса»
Н.В. Гоголь. «Миргород»
А.C. Гроссман. «Всё течёт»
В.Д. Дудинцев. «Белые одежды»
А.В. Жигулин. «Чёрные камни»
А.И. Куприн. Рассказы
А.К. Кюхельбекер. Стихотворения
В.В. Маяковский. «Сергею Есенину»
Ю.М. Поляков. «Работа над ошибками»
A. И. Приставкин. «Ночевала тучка золотая…», «Кукушата»
В.Г. Распутин. «Последний срок»
Л.Н. Толстой. «Люцерн»
И.С. Тургенев. «Дворянское гнездо»
В.Т. Шаламов. «Колымские рассказы»
К.Г. Шахназаров. «Курьер»
Зарубежная литература
Дж. Г. Байрон. «Гяур», «Каин»
О. Бальзак. «Гобсек», «Отец Горио»
Б. Брехт. «Жизнь Галилея»
Ш. Бронте. «Джейн Эйр»
Э.Л. Войнич. «Овод»
К. Гамсун. «Пан», «Виктория»
О. Генри. Новеллы
X. Ибсен. «Нора»
Дж. Лондон. «Мартин Иден», «Маленькая хозяйка большого дома»
П. Мериме. «Кармен»
Э.А. По. Новеллы
Б. Прус. «Фараон»
Э.М. Ремарк. «Три товарища»
А. Стендаль. «Пармская обитель»
Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол».
Тематическое планирование
Урок N | Дата | Кол-во часов | Тема урока | Домашнее задание |
1 | Введение. Литература –история-судьба. Личностный характер художественного творчества | |||
Древнерусская литература. 3 ч. | ||||
1 | «Слово о полку Игореве» — величайший памятник древнерусской литературы | |||
1 | Идейно-художественное значение «Слова…» | |||
1 | Художественные особенности «Слова…» | |||
Классическая литература XIX века. 48 ч. | ||||
8 | А.С.Грибоедов. Жизнь и творчество писателя | |||
Повторение. Классицизм как литературное направление. Просветительский реализм. Романтизм. Драма как род литературы. Трагедия. Комедия классицизма | ||||
«Горе от ума». Традиции просветительства и черты классицизма. Сюжет и композиция. Двойной конфликт комедии | ||||
Столкновение «века нынешнего» и «века минувшего» | ||||
Чацкий в системе образов комедии. Судьба личности в русском обществе. | ||||
Художественные средства создания характеров. Анализ ключевых сцен | ||||
Язык комедии. Сатира в комедии | ||||
Комедия в русской критике. Подготовка к написанию эссе | ||||
1 | Р/Р Эссе по комедии «Горе от ума» | |||
1 | Вн/чт. Ю.М.Поляков «Работа над ошибками» | |||
2 | Дж.Г.Н.Байрон. Из биографии. «Паломничество Чайльд-Гарольда» | |||
«Мировая скорбь». Байронический тип героя | ||||
11 | А.С.Пушкин. Жизнь и творчество | |||
Роман «Евгений Онегин». История создания. Композиция. Сюжет. Жанр. Онегинская строфа | ||||
Изображение высшего света и поместного дворянства | ||||
Евгений Онегин | ||||
Онегин и Лениский | ||||
Татьяна | ||||
Сравнительный анализ писем: Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне | ||||
Автор романа и лирический герой | ||||
Роль лирических отступлений в романе | ||||
Особенности стиля романа | ||||
Споры об Онегине в русской критике | ||||
1 | Р/Р Творческая работа по роману «Евгений Онегин» | |||
10 | М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество | |||
«Герой нашего времени» . История создания романа. Своеобразие сюжета и композиции. Сюжет и фабула. Жанр романа | ||||
Печорин и другие | ||||
Любовь в жизни Печорина | ||||
«История души» Печорина | ||||
Печорин и Онегин | ||||
Судьба и случайность (гл. «Фаталист») | ||||
Художественное описание природы Кавказа. Поэтичность языка романа | ||||
Споры вокруг романа М.Ю.Лермонтова в русской критике | ||||
Печорин и лирический герой Лермонтова | ||||
1 | Р/Р Творческое задание | |||
1 | Вн/чт. К.Д.Воробьев «Убиты под Москвой» | |||
10 | Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество писателя | |||
«Мертвые души». История создания. Замысел и композиция. Жанр. | ||||
Чичиков как герой нового времени | ||||
Тема пошлости в произведении: образы помещиков | ||||
Групповой портрет чиновников | ||||
Средства создания портрета. Особенности стиля | ||||
Лирические отступления в «Мертвых душах» | ||||
Обучение анализу эпизода | ||||
Образ автора в поэме.Смысл названия поэмы и споры о жанре «Мертвых душ» | ||||
Поэма Гоголя в русской критике | ||||
1 | Р/Р Творческое задание | |||
1 | Повторение. Романтизм и реализм | |||
Вечные образы в литературе. 8 ч. | ||||
2 | М. де Севантес Сааведра. Из биографии. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» Конфликт мечты и реальности в романе | |||
Дон Кихот и Санчо Панса. Роль двойничества в композиции романа | ||||
4 | У.Шекспир. Из биографии | |||
Трагедия «Гамлет» как трагедия личности | ||||
Напряженная духовная жизнь героя-мыслителя | ||||
Одиночество Гамлета. Сравнительный анализ переводов «Гамлета» | ||||
2 | И.С.Тургенев. Речь «Гамлет и Дон Кихот» | |||
Рассказ «Гамлет Щигровского уезда» | ||||
Литература конца XIX века – начала XX века. 20 ч. | ||||
4 | А.П.Чехов. Жизнь и творчество писателя | |||
Образы «футлярных людей» | ||||
Рассказ «Крыжовник» | ||||
Рассказ «О любви» | ||||
4 | М.Горький. Жизнь и творчество | |||
Рассказы о босяках. «Челкаш». | ||||
Челкаш и Гаврила | ||||
Символический образ моря в рассказе | ||||
1 | Р/Р Творческая работа | |||
3 | А.А.Блок. Жизнь и творчество. Понятие о символизме. | |||
Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». «Вхожу я в темные храмы…», «Предчувствую тебя. Года проходят мимо…» | ||||
«Мы встречались с тобой на закате…», «Мне страшно с тобою встречаться…» и др. Теория «Вечной Женственности» | ||||
3 | С.А.Есенин. Жизнь и творчество | |||
Лирический герой и мир природы. «Задымился вечер, дремлет кот на брусе…», «Запели тесаные дроги…», «Зеленая прическа…» и др. | ||||
Особенности поэтики Сергея Есенина | ||||
1 | Вн/чт. В.М.Маяковский «Сергею Есенину» | |||
1 | Р/Р Эссе-рассуждение | |||
2 | В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. «Пощечина общественному вкусу». Эстетика футуризма | |||
Противопоставление лирического героя толпе обывателей. «Нате!», «Кофта фата», «Дешевая распродажа», «Хорошее отношение к лошадям» и др. | ||||
1 | Р/Р Устное сообщение о модернистских течениях в русской литературе | |||
Из русской и зарубежной литературы 20 века. 22 часа | ||||
4 | М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя | |||
«Собачье сердце». Идея переделки человеческой природы | ||||
Шариков и Швондер. Образ «грядущего хама» ( Д.С.Мережковский) | ||||
Сатирическое изображение действительности | ||||
1 | Р/Р Аналитическое сочинение | |||
1 | Г.Н.Айги. Из биографии. Лирика разных жанров | |||
4 | А.И.Солженицын. Из биографии | |||
«Матренин двор». Тема праведничества в рассказе | ||||
Образ Матрены | ||||
Образ рассказчика. Особенности сказа. Язык и стиль рассказа | ||||
1 | Р/Р Эссе «Литературные корни образа Матрены» | |||
3 | А.Камю. Из биографии. Цитаты и афоризмы Камю | |||
Роман «Посторонний». История создания и проблематика романа. Понятие об экзистенциализме | ||||
Суд над Мерсо. Загадка Мерсо | ||||
3 | Дж. Оруэл. Из биографии. Афоризмы Оруэлла | |||
Роман «1984». Понятие о жанре антиутопии.Проблематика романа | ||||
Государство Океания. Судьбы главных героев | ||||
1 | Вн/чт. Э.Хемингуэй. «По ком звонит колокол» | |||
1 | Повторение и обрбщение изученного | |||
1 | Р/Р Контрольное сочинение | |||
1 | Анализ сочинений | |||
1 | Итоговый урок. Задания для летнего чтения |