Календарно — тематическое планирование по русскому языку 9 класс А. Д. Шмелёв

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта и программы по русскому языку к учебникам 5 — 9 классов («Русский язык 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций» авторов:А.Д.Шмелёв,Э.А.Флоренская,С.Н.Митюрёв,Г.И.Кустова,Л.О.Савчук,Е.Я.Шмелева. — Москва: Вентана-Граф, 2018).Согласно Федеральному базисному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на изучения русского языка в 9 классе отводится 68 часов, 2 часа в неделю. Данная программа расчитана на 102 часа (68 часов обязательных+ 1 час взят из школьного компонента вариативной части).Распределение часов по некоторым разделам программы изменено в связи с требованиями подготовки учащихся к ГИА (ОГЭ) по русскому языку в 9 классе.

Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.

Целью данной программы является:

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в 7 классе решаются следующие задачи:

1. Дать учащимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве, выразительности; обеспечить усвоение определённого круга знаний из области фонетики, графики, орфоэпии, орфографии, лексики, морфемики, словообразовании, морфологии, синтаксиса, пунктуации, стилистики, а также применять данные знания на практике;

2. Развивать речь учащихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевой            деятельности;

3. Формирование и совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков;

4. Формировать умение анализировать  речевые факты, оценивать их с точки зрения нормированности, соответствия ситуации общения;

5. Формировать умение анализировать и составлять тексты разных жанров и стилей.

Курс обеспечивает формирование универсальных учебных действий и  опорной системы знаний, специфических для данной предметной области на этапе основного общего образования, осуществляя преемственность со ступенью начального образования. с учётом коммуникативно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов к обучению, в русле которых овладение основными видами речевой деятельности сопровождается сознательным освоением языковой системы, основанном на современных представлений о языке и речи, и развитием личностных, регулятивных,  познавательных  и  коммуникативных  действий.

Формирование системы универсальных учебных действий,  определяющих развитие  психологических  способностей  личности,  осуществляется  с  учётом возрастных особенностей развития личности и познавательной сферы подростка.  Исходя  из  того,  что  в  подростковом  возрасте  ведущей  становится деятельность межличностного общения, приоритетное значение в развитии УУД в этот период приобретают коммуникативные учебные действия. В этом смысле задача  начальной  школы  «учить  ученика  учиться»  должна  быть трансформирована в новую задачу для основной школы «учить ученика учиться в общении». В результате изучения базовых и дополнительных учебных предметов, а также в ходе внеурочной деятельности у выпускников основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. 

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией _Д.А. Шмелёва.  

Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане

            Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации (ва­риант № 1) предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объёме 735 ч. В том числе: в 5 классе — 175 ч, в 6 классе — 210 ч, в 7 классе — 140 ч, в 8 классе —105 ч, в 9 классе — 105 ч.

Примерная программа по русскому (родному) языку для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 661 ч. Вариативная часть программы составляет 74 ч. и формируется авторами рабочих программ.

В примерной программе не отражен региональный (национально-региональный) компонент, на который в федеральном базисном учебном плане отводится 10 % учебного времени от 735 часов, что составляет 74 часа. Таким образом, примерная программа рассчитана на 661 час.

      Данная рабочая программа учитывает тот факт, что в Астраханской области не 35, а 34 учебных недели, и отражает в КТП 10% учебного времени, отведенного наизучение регионального (национально- регионального) компонента.

Классы Федеральный базисный учебный план (35 недель) В Астраханской области (34 уч. недели) Примерная программа  
в год в неделю    
5 175 5 170 170
6 210 6 204 204
7 140 4 136 136
8 105 3 102 102
9 105 3 102 102
Всего 735 714 714 (661+53)

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Речь и речевое общение

Обучающийся научится:

Речевая деятельность

Аудирование

Обучающийся научится:

Чтение

Обучающийся научится:

Обучающийся получит возможность научиться:

Говорение

Обучающийся научится:

Письмо

Обучающийся научится:

Текст

Обучающийся научится:

Функциональные разновидности языка

Обучающийся научится:

Общие сведения о языке

Обучающийся научится:

Фонетика и орфоэпия. Графика

Обучающийся научится:

  • SMS-сообщениях.

Морфемика и словообразование

Обучающийся научится:

Лексикология и фразеология

Обучающийся научится:

Морфология

Обучающийся научится:

Синтаксис

Обучающийся научится:

Правописание: орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

Культура речи

Обучающийся научится:

Язык и культура

Обучающийся научится:

  Учебно-исследовательская и проектная деятельность

Обучающийся научится:

Содержание учебного предмета

Речь и речевое общение

Сопоставление речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, использованных языковых средств. Полилог. Общение и взаимодействие.

Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни. Морально-этические и психологические принципы общения.

Речевая деятельность

Явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух. Культура аудирования.

Чтение. Смысловое чтение. Культура работы с книгой и другими источниками информации. Приемы работы с электронными библиотеками

Говорение. Все виды пересказа прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствие с условиями общения. Собственные монологические и диалогические высказывания в соответствии с коммуникативными целями, условиями, ситуацией общения, темой, функциональным стилем, жанром.

Письмо. Особенности написания тезисов, конспекта, аннотации, реферата, официальных и неофициальных писем, расписок, доверенностей, заявлений (повторение). Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром

Текст

Рассуждение как функционально-смысловой тип речи, и его особенности (обобщение). Сочетание разных функционально-смысловых типов речи. Уместность, целесообразность использования языковых средств связи текста. Составление электронной презентации.

Функциональные разновидности языка

Стилистическая система современного русского языка. Функциональные стили: научный, публицистический, официально-деловой; (обобщение). Особенности языка художественной литературы. Основные жанры научного стиля: статья, рецензия, их особенности. Основные жанры публицистического стиля: очерк, его особенности. Основные жанры официально-делового стиля: резюме, его особенности

Содержание курса русского языка в 9 классе

Направленность курса русского (родного) языка на формиро­вание коммуникативной, языковой и лингвистической (языко­ведческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделяются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указан­ных компетенций:

  •  содержание, обеспечивающее формирование коммуника­тивной компетенции;
  •  содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций;
  • содержание, обеспечивающее формирование культуровед­ческой компетенции.

Первая содержательная линия представлена разделами, на­правленными на сознательное формирование навыков речевого общения: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Вторая содержательная линия охватывает разделы, отражаю­щие устройство языка и особенности функционирования языко­вых единиц: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: ор­фография и пунктуация».

Третья содержательная линия представлена разделами «Культура речи», «Язык и культура», изучение которых позво­лит раскрыть связь языка с историей народа, его культурой, цен­ностным, эмоциональным и поведенческим компонентом.

Название раздела, темы Основное содержание 
1 2
1. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Речь и речевое общение Сопоставление речевых высказываний с точки зрения их содержания, стилистических особенностей, использованных языковых средств. Роль речевой культуры, коммуникативных умений в жизни человека.
Речевая деятельность Аудирование Чтение Говорение   Письмо           Поиск, анализ информации Явная и скрытая информация текстов, воспринимаемых зрительно и на слух. Культура аудирования. Все виды пересказа прочитанного, прослушанного, увиденного в соответствии с условиями общения. Особенности написания тезисов, конспекта, аннотации, реферата, официальных и неофициальных писем, расписки, доверенности, заявления (повторение). Коммуникативные цели пишущего и их реализация в собственном высказывании в соответствии с темой, функциональным стилем, жанром. Культура работы с книгой и другими источниками информации.
Текст Структура текста Виды информационной переработки текста Функционально-смысловые типы речи Сочетание разных функционально-смысловых типов речи. Уместность, целесообразность использования языковых средств связи предложений и частей текста. Рассуждение как функционально-смысловой тип речи и его особенности (обобщение)
Функциональные разновидности языка Язык художественной литературы Научный стиль   Публицистический стиль   Официально-деловой стиль Функциональные стили (обобщение).   Особенности языка художественной литературы. Основные жанры научного стиля: статья, рецензия, их особенности. Основные жанры публицистического стиля: очерк, его особенности. Основные жанры официально-делового стиля: резюме, его особенности
2. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ
И ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ (ЯЗЫКОВЕДЧЕСКОЙ) КОМПЕТЕНЦИИ
Общие сведения о языке Развитие русистики. Выдающиеся отечественные лингвисты
Фонетика             Орфоэпия Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение (повторение). Звукопись как одно из выразительных средств русского языка. Словесное ударение как одно из средств создания ритма стихотворного текста. Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные нормы произношения гласных и согласных звуков, ударения в словах. Допустимые варианты произношения и ударения
Графика Соотношение звука и буквы (повторение)
Морфемика Словообразование Повторение и обобщение изученного в 5–8 классах. Основные выразительные средства морфемики и словообразования
Лексикология     Фразеология Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Лексический анализ слова. Отражение во фразеологии материальной и духовной культуры русского народа. Фразеологические словари
Морфология Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке. Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи
Синтаксис Сложное предложение. Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения. Основные средства синтаксической связи между частями сложного предложения: интонация, союзы, самостоятельные части речи (союзные слова). Бессоюзные и союзные (сложносочинённые и сложноподчинённые) предложения. Сложносочинённое предложение, его строение. Средства связи частей сложносочинённого предложения. Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения. Виды сложносочинённых предложений. Интонационные особенности сложносочинённых предложений с разными типами смысловых отношений между частями. Сложноподчинённое предложение, его строение. Главная и придаточная части предложения. Средства связи частей сложноподчинённого предложения: интонация, подчинительные союзы, союзные слова, указательные слова. Различия подчинительных союзов и союзных слов. Виды сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим средствам связи. Вопрос о классификации сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и обстоятельственной (времени, места, причины, образа действия, меры и степени, сравнительной, условия, уступки, следствия, цели). Различные формы выражения значения сравнения в русском языке. Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. Однородное и последовательное подчинение придаточных частей. Бессоюзное сложное предложение. Смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, интонационное и пунктуационное выражение этих отношений. Типы сложных предложений с разными видами связи: сочинением и подчинением; сочинением и бессоюзием; сочинением, подчинением и бессоюзием; подчинением и бессоюзием. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Синонимия предложений с прямой и косвенной речью. Цитирование. Способы включения цитат в высказывание
Правописание Орфография Пунктуация Правила орфографии (повторение). Правила пунктуации, связанные с постановкой знаков препинания в сложном предложении: сложносочинённом, сложноподчинённом, бессоюзном, а также в сложном предложении с разными видами связи. Знаки препинания в предложениях с прямой речью при цитировании. Оформление диалога на письме
3. СОДЕРЖАНИЕ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЕ ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
Культура речи Культура речи: нормативность, уместность, эффективность, соответствие нормам речевого поведения. Выбор и организация языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения как необходимое условие достижения нормативности, эффективности, этичности речевого общения. Языковая норма, её функции и типы. Тенденции развития норм. Нормативные словари современного русского языка разных типов; их роль в овладении нормами современного русского литературного языка
Язык и культура Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в языке культуры и истории народа. Русский речевой этикет (повторение).

Приложение

Нормы оценивания знаний ко всем видам выполняемых работ

Критерии оценки призваны обеспечивать оди­наковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку, В них устанавливаются:

1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);

2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;

3) объем различных видов контрольных работ;

4) количество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:

1) знание полученных сведений о языке;

2) орфографические и пунктуационные навыки;

3) речевые умения.

Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является важным способом учета знаний, уме­ний и навыков учащихся. При оценке уст­ных ответов принимаются во внимание следующие критерии:

  • полнота и правильность ответа;
  • степень осознанности усвоения излагаемых знаний;
  • последовательность изложения и культура речи.

Полный ответ ученика должен пред­ставлять собой связное высказывание на заданную учителем тему и свидетельствовать об осознанном усвоении им учебного материала

  • умении подтверждать ответ (правила, определения) своими при­мерами;
  • умении опознавать в тексте по заданию учителя те или иные грам­матические категории (члены предложения, части речи, падеж, склонение, род, число и т.д.), слова на определенные правила;
  • умении объяснять написание слов, самостоятельно и правильно применять знания при выполнении практических упражнений и при проведении разного рода разборов слов (звуко-буквенного, по составу, морфологического) и предложений.

Устные ответы учащихся должны быть в достаточной мере самостоятельными и правильными в речевом оформлении (соблю­дена последовательность изложения мыслей, не нарушены нормы литературного языка в употреблении слов, построении предложе­ний, словосочетаний).

Оценка «5» ставится, если ученик дает безошибочный ответ.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, близкий к тре­бованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки в речевом оформлении ответа, при подтверждении верно сформули­рованного правила примерами или при анализе слов и предложений, которые исправляет сам или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но от­вечает неполно, по наводящим вопросам учителя;
  • затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;
  • допускает больше двух ошибок при анализе слов и предложений.
  • которые исправляет только с помощью учителя;
  • излагает материал несвязно, недостаточно последовательно;
  • допускает неточности в употреблении слов и построении слово­сочетаний или предложений.

Оценка «2» ставится, если ученик:

  • обнаруживает незнание изученного материала;
  • допускает грубые ошибки в формулировке правил, определений,
  • искажающие их смысл, в анализе слов и предложений;
  • не может исправить ошибки даже с помощью наводящих вопро­сов учителя.

Грубыми считаются ошибки в изложении основных про­граммных правил и теоретических положений, которые к моменту проверки должны быть основательно изучены и закреплены. Наи­более распространенными из них являются механическое запоми­нание (зазубривание) правил, определений, понятий, несение по­добрать свои примеры, применить их на практике.

Оценка Критерии
«5» ученик: дает полный и правильный ответ;обнаруживает осознанное усвоение учебного материала;подтверждает ответ своими примерами;самостоятельно и правильно применяет знания при проведении анализа слов и предложений, распознавании в тексте изученных грамматических категорий, объяснении написания слов и употреблении знаков препинания; отвечает связно, последовательно, без неточностей или допуска­ет 1-2 неточности в речи.
«4» ученик дает ответ, близкий к тре­бованиям, установленным для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки в речевом оформлении ответа, при подтверждении верно сформули­рованного правила примерами или при анализе слов и предложений, которые исправляет сам или с небольшой помощью учителя.
«3» ученик: в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но от­вечает неполно, по наводящим вопросам учителя;затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами;допускает больше двух ошибок при анализе слов и предложений.которые исправляет только с помощью учителя;излагает материал несвязно, недостаточно последовательно;допускает неточности в употреблении слов и построении слово­сочетаний или предложений.
«2» ученик: обнаруживает незнание изученного материала;допускает грубые ошибки в формулировке правил, определений,искажающие их смысл, в анализе слов и предложений;не может исправить ошибки даже с помощью наводящих вопро­сов учителя.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ, но также и за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл).

Оценка диктантов

Диктант – одна из основных форм проверки ор­фографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связ­ные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков.

Итоговые диктанты,проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Контрольный диктант

Для контрольных диктантовследует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее чем 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать соотношения, которое представлено в данной таблице.

Класс Объём текста (количество слов) Количество орфограмм Количество пунктограмм Количество слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями
5 90-100 12 2-3 не более 5 слов
6 100-110 16 3-4 не более 7 слов
7 110-120 20 4-5 не более 7 слов
8 120-150 24 10 не более 10 слов
9 150-170 24 15 не более 10 слов

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на двух-трёх предыдущих уроках).

До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца I полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

Выставление оценок за контрольный диктант:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущено два исправления или две негрубые ошибки; работа написана аккуратно

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3 пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены исправления

Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены исправления

Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок, допущены исправления

Негрубые ошибки:

— исключение из правил;

— повторение одной и той же буквы;

— недописанное слово;

— перенос слов;

— единичный пропуск буквы на конце слова;

— дважды написанное одно и то же слово в предложении

3 негрубые ошибки + 1 ошибка

Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за отдельную ошибку.

За одну ошибку в диктанте считаются:

— два исправления;

— две пунктуационные ошибки;

— повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за ошибку.

За ошибку в диктанте не считаются:

— ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию слово на доске);

— единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения написано с заглавной буквы;

— единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

Оценка за грамматические знания:

«5» — все верно;

«4» — не менее ¾ верно;

«3» — не менее ½ верно;

«2» — не выполнено больше половины задания.

Оценка за словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта):

«5» — нет ошибок;

«4» — 1-2 ошибки или 1 исправление (1-ый класс);

1 ошибка или 1 исправление (2-4-е классы);

«3» — 3 ошибки и 1 исправление (1-ый класс);

2 ошибки и 1 исправление (2-4-е классы);

«2» — 4 ошибки (1-ый класс);

3 ошибки (2-4-е классы).

При выполнении грамматических заданий следует руководствоваться

следующими нормами оценок:

оценка «5» ставится за безошибочное выполнение всех заданий, когда ученик

обнаруживает осознанное усвоение определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении;

оценка «4» ставится, если ученик обнаруживает осознанное усвоение правил, умеет применять свои знания в ходе разбора слов и предложений и правил выполнил не менее ¾ заданий;

оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает усвоение определенной части из изученного материала, в работе правильно выполнил не менее ½ заданий;

оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает плохое знание учебного материала, не справляется с большинством грамматических заданий.

Речевые (логопедические) ошибки, обусловленные недоразвитием речи:

1. Фонематические ошибки:

б-п, г-к, д-т, д-л-н, б-м (артикуляционные);

ц-с, ц-т, т-г, ч-щ (аффрикаты и компоненты, входящие в их состав).

2. Ошибки анализа и синтеза:

  • пропуски согласных при их стечении;
  • пропуски гласных;
  • добавление гласных;
  • перестановка букв.

3. Диспраксии (кинетические ошибки):

  • потеря мелких элементов букв (ш-и, т-п, м-л, ц-и, щ-ш);
  • потеря соединения (мл, ми,ао).

4. Ошибки в замене букв по оптическому сходству:

(б-д, в-д, ш-и, ш-т).

Классификация ошибок в письменной речи обучающихся:

I— орфографическая

V— пунктуационная

Г— грамматическая (нарушение согласования, управления, раздельное написание слова, пропуск предлогов, словообразовательные, нарушение границ предложения и др.)

Л— логопедические

Р— речевая лексическая (коричневые волосы вместо каштановых)

Лог.— логическая

Ф— фактическая (териодор вместо Теодор Нетте)

V— пропусков слов

[ ]— лишняя часть

Z— абзац

Z— абзац не нужен

Нормы оценивая диктантов в 9 классах

Вид диктанта Нормы оценок (количество ошибок)
«5» «4» «3» «2»
контрольный 1 негрубая орфографическая + 1 негрубая пунктуационная + 1 логопедическая 2 орфографические + 2 пунктуационные + 3 логопедические 1 орфографическая + 4 пунктуационные + 3 логопедические 6 орфографических + 4 пунктуационные + 4 логопедические 5 орфографических + 5 пунктуационных + 4 логопедических 7 орфографических + 7 пунктуационных + 5 логопедических 8 орфографических + 8 пунктуационных + 6 логопедических и более
Словарный 0 1-2 3-4 до 7

Отличная отметка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

При наличии в контрольном диктанте пяти и более поправок (исправлений неверного написания) оценка снижается на 1 балл, с «4» до «3». При этом за большое количество поправок оценка не может быть снижена до неудовлетворительной.

При оценивании диктантов нередко имеют место случаи как завышения, так и занижения оценок. Занижение происходит потому, что учитель:

  • в число орфографических ошибок включает грамматические ошибки и описки;
  • учитывает однотипные ошибки как обычные;
  • все исправления считает за ошибку.

Завышение оценки происходит по следующим причинам:

  • учитываются как однотипные ошибки, которые таковыми не являются;
  • оценка не снижается за многочисленные исправления;
  • все однотипные ошибки считаются как одна.

Обстоятельства, которые необходимо учитывать при проверке и оценке диктанта:

1. неверные написания не считаются ошибками. Они исправляются, но не влияют на снижение оценки.

К неверным написаниям относятся:

  • ошибка на правило, не изучаемое в школе;
  • ошибка в переносе слова;
  • ошибка в слове с непроверяемым написанием, над которым не проводилась специальная работа.

2. Характер допущенной учеником ошибки (грубая или негрубая):

К негрубым орфографическим относятся ошибки:

  • в исключениях из правил;
  • в переносе слов;
  • буквы э-е после согласных в иноязычных словах (рэкет, пленэр) и после гласных в собственных именах (Мариетта);
  • в выборе прописной или строчной буквы в составных собственных наименованиях;
  • при переносном употреблении собственных имён (Обломовы, обломовы);
  • в случаях слитного или раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами (в разлив, за глаза ругать, под стать, в бегах, в рассрочку, на попятную, в диковинку, на ощупь и т.д.);
  • в случае раздельного или слитного написания не с прилагательными и причастиями в роли сказуемого;
  • в написании -ы и -и после приставок;
  • в случаях трудного различения -не и –ни;
  • в собственных именах нерусского происхождения;

К негрубым пунктуационным относятся ошибки:

  • в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
  • в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности;
  • при применении правил, уточняющих или ограничивающих действие основного правила (пунктуация при общем второстепенном члене или общем вводном слове, на стыке союзов);

При подсчете ошибок две негрубые ошибки принимаются за одну грубую; одна негрубая ошибка не позволяет снизить оценку на балл.

3. Повторяющиеся и однотипные ошибки:

Повторяющиеся – это ошибки в одном и том же слове или морфеме, на одно и то же правило (например, вырощенный, возраст), а в пунктуации, например, выделение или невыделение причастных оборотов в одинаковой позиции. Такие ошибки замечаются, исправляются, однако три такие ошибки считаются за одну.

Однотипные – это ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армие, в рощи, колятся, борятся) и фонетических (пирожек, счерчек) особенностях данного слова. Первые три однотипные ошибки принято считать за одну, каждая последующая – как самостоятельная. Нельзя считать однотипной ошибкой написание, которое проверяется опорным словом: безударные гласные, сомнительные и непроизносимые согласные, падежные окончания в разных формах и некоторые другие.

Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами (типа привилегия, интеллигенция) допущены две и более ошибок, то все они считаются за одну.

Оценка дополнительного задания к диктанту

Показатели для оценки дополнительного задания к диктанту

Оценка «5» «4» «3» «2»
Уровень выполнения задания Все задания выполнены верно Правильно выполнены не менее ¾ всех заданий Правильно выполнено не менее ½ заданий Не выполнено более половины заданий

Оценка сочинений и изложений

Основными формами проверки речевого развития обучающихся являются сочинения и изложения. Это комплексные работы, с помощью которых проверяются различные стороны языковой и речевой подготовки учащихся:

  • коммуникативные умения, т.е. умения раскрыть тему высказывания, передать основную мысль, изложить материал последовательно и связно, найти для него соответствующую композиционную и языковую форму.
  • языковые навыки или соблюдение в речи норм литературного языка.
  • навыки правописания – орфографические и пунктуационные

Требования к объему сочинений и изложений

Примерный объем текста 5 класс 6 класс 7 класс 8 класс 9 класс
Подробное изложение (количество слов) 100-130 130-170 170-220 220-300 300-350
Классное сочинение (количество страниц) 0,5 — 1 1 – 1,5 1,5 — 2 2 — 3 3 — 4

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление; вторая – за грамотность, то есть за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по русскому языку.

Классификация ошибок в содержании сочинений и изложений

Фактические ошибки Логические ошибки
В изложении: Неточности, искажения текста в обозначении времени, места событий, последовательности действий, причинно-следственных связей.   В сочинении: искажение имевших место событий, неточное воспроизведение источников, имен собственных, мест событий, дат — нарушение в последовательности в высказывании, — отсутствие связи между частями сочинения (изложения) и между предложениями, — неоправданное повторение высказанной ранее мысли, — раздробление одной микротемы другой микротемой, — несоразмерность частей высказывания или отсутствие необходимых частей, — перестановка частей текста (если она не обусловлена заданием к изложению), — неоправданная подмена лица, от которого ведется повествование. К примеру, повествование ведется сначала от первого, а потом от третьего лица.

Речевые ошибки

К речевым ошибкам относятся ошибки и недочеты в употреблении слов и построении текста. Первые в свою очередь делятся на семантические и стилистические.

К речевым семантическим ошибкам можно отнести следующие нарушения:

  • употребление слова в несвойственном ему значении, например: мокрыми ресницами он шлепал себя по лицу; реки с налипшими на них городами; устав ждать, братик опрокинул подбородок на стол;
  • неразличение (смещение) паронимов или синонимов, например: рука болталась, как плетень, учитель не должен потакать прихотям ребенка и идти у него на поводке;
  • нарушение лексической сочетаемости, например: Чичиков постепенно покидает город; пули не свистели над ушами;
  • употребление лишних слов, например: опустив голову вниз; он впервые познакомился с Таней случайно;
  • пропуск, недостаток нужного слова, например: Сережа смирно сидит в кресле, закутанный белой простыней, и терпеливо ждет конца (о стрижке);

стилистически неоправданное употребление ряда однокоренных слов (например, характерная черта характера; приближался все ближе и ближе).

Стилистические ошибки представляют собой следующие нарушения, которые связаны с требованиями к выразительности речи:

  • неоправданное употребление в авторской речи диалектных и просторечных слов, например: У Кати было два парня: Левин и Вронский;
  • неуместное употребление эмоционально окрашенных слов и конструкций, особенно в авторской речи (например, рядом сидит папа (вместо отец) одного из малышей);
  • смешение лексики разных исторических эпох;
  • употребление штампов;
  • речевые ошибки в построении текста.

Речевые ошибки в построении текста:

  • бедность и однообразие синтаксических конструкций;
  • нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм (например, когда Пугачев выходил из избы и сел в карету, Гринев долго смотрел ему вслед);
  • стилистически неоправданное построение слов;
  • неудачное употребление местоимений для связи предложений или частей текста, приводящее к неясности, двусмысленности речи (например, Иванов закинул удочку и она клюнула);
  • неудачный порядок слов.

Грамматические ошибки

Грамматические ошибки – это нарушение грамматических норм образования языковых единиц и их структуры.

Анализ грамматических ошибок помогает учителю определить, какими нормами языка (словообразовательными, морфологическими, синтаксическими) не владеет ученик.

Разновидности грамматических ошибок:

  • словообразовательные, состоящие в неоправданном словосочинительстве или видоизменении слов нормативного языка (например, надсмешка, подчерк, нагинаться, спинжак, беспощадство, публицизм и т.п.). Такие ошибки нельзя воспринимать как орфографические;
  • морфологические, связанные с ненормативным образованием форм, слов и употреблением частей речи (писав свои произведения, не думал, что очутюсь в полной темноте; одни англичаны; спортсмены в каноях; ихний улыбающий ребенок, ложит и т.д.).
  • синтаксические

а) ошибки в структуре словосочетаний, в согласовании и управлении ( например, браконьерам, нарушающих закон; жажда к славе;

б) ошибки в структуре простого предложения:

— нарушение связи между подлежащим и сказуемым (например, солнце села; но не вечно ни юность, ни лето; это было моей единственной книгой в дни войны)

— нарушение границы предложения (например, Собаки напали на след зайца. И стали гонять его по вырубке);

— разрушение ряда однородных членов (например, настоящий учитель верен своему делу и никогда не отступать от своих принципов. Почти все вещи в доме большие: шкафы, двери, а еще грузовик и комбайн);

— ошибки в предложениях с причастными и деепричастными оборотами (например, причалившая лодка к берегу. На картине «Вратарь» изображен мальчик, широко расставив ноги, упершись руками в колени);

— местоименное дублирование одного из членов предложения, чаще подлежащего (например, Кусты, они покрывали берег реки);

— пропуски необходимых слов, (например, Владик прибил доску и побежал в волейбол.

в) Ошибки в структуре сложного предложения:

— смешение сочинительной связи (например, Когда ветер усиливается, и кроны деревьев шумят под его порывами);

— отрыв придаточного от определяемого слова (например, Сыновья Тараса только что слезли с коней, которые учились в Киевской бурсе);

г) смешение прямой и косвенной речи;

д) разрушение фразеологического оборота без особой стилистической установки (например, терпеть не могу сидеть сложив руки; хохотала как резаная).

Грамматические ошибки следует отличать от орфографических. Орфографическая ошибка может быть допущена только на письме, ее нельзя услышать. Грамматическая ошибка не только видима, но и слышима. Простой прием чтения вслух по орфоэпическим правилам помогает разграничить грамматические и орфографические ошибки. К примеру, ошибка в окончании « браконьерам, промышляющих в лесах» не орфографическая, а грамматическая, так как нарушено согласование, что является грамматической нормой. И, наоборот, в окончании «умчался в синею даль» ошибка орфографическая, так как вместо юю по правилу написано другое.

Нормы оценивания сочинений и изложений

Оценка Основные критерии оценки
Содержание и речь Грамотность
1 2 3
«5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют, в изложении сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Содержание работы излагается последовательно. 4. Текст отличается богатством лексики, точностью употребления слов, разнообразием синтаксических конструкций. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. 6. Допускается 1 недочет в содержании. Допускается 1 негрубая орфографическая 1 пунктуационная 1 грамматическая 1 логопедическая ошибка
«4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме, имеются незначительные отклонения от темы. 2. Содержание изложения в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, при этом в работе сохранено не менее 70% исходного текста. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. 6. Допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические + 3 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.   1 орфографическая + 3 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.   0 орфографических + 4 пунктуационные + 3 грамматические + 3 логопедические ошибки.
«3» 1. Имеются существенные отклонения от заявленной темы. 2. Работа достоверна в основном своем содержании, но в ней допущены 3-4 фактические ошибки. Объем изложения составляет менее 70% исходного текста. 3. Допущено нарушение последовательности изложения. 4. Лексика бедна, употребляемые синтаксические конструкции однообразны. 5. Встречается неправильное употребление слов. 6. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. 7. Допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 0 орфографических + 5-7 пунктуационных (с учетом повторяющихся и негрубых) + 4 логопедических ошибок. 6 орфографических + 7 пунктуационных + 4 грамматических + 4 логопедических ошибок.
«2» 1. Работа не соответствует заявленной теме. 2. Допущено много фактических неточностей; объем изложения составляет менее 50% исходного текста. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частых работы, отсутствует связь между ними. Текст сочинения (изложения) не соответствует заявленному плану. 4. Лексика крайне бедна, авторские образные выражения и обороты речи почти отсутствуют. Работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между частями, часты случаи неправильного употребления слов. 5. Нарушено стилевое единство текста. 6. Допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 и более грубых орфографических ошибок независимо от количества пунктуационных. 8 и более пунктуационных ошибок (с учетом повторяющихся и негрубых) независимо от количества орфографических. Общее количество орфографических и пунктуационных ошибок более 8 при наличии более 7 грамматических.

Примечание:

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше нормы, то при оценке работ следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема сочинения, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинений и изложений распространяются положения однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях (см. раздел «Оценка диктантов»).

Нормы оценивания тестов по русскому языку

При выставлении оценки учитывается количество процентов выполненных правильно заданий:

90% -100% — оценка «5»

75% — 89 % — оценка «4»

60% — 74 % — оценка «3»

45% — 59 % — оценка «2»