Пунктуационный анализ. Задание 3 ОГЭ.

В данном задании необходимо будет вспомнить правила постановки знаков препинания в простом предложении: тире, запятая, двоеточие

Задание 3. Пунктуационный анализ

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

Под лёгким дуновением знойного ветра (1) море вздрагивало (2) и (3) покрываясь мелкой рябью (4) ослепительно ярко отражавшей солнце (5) улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. Чайки сидели рядами на песке (6) раскрыв клювы и (7) опустив крылья (8) или же лениво качались на волнах. Солнце садилось (9) и на жёлтом песке лежал розоватый отблеск его лучей.

Решение.

3 – деепричастный оборот

45 – причастный оборот

68 – однородные деепричастные обороты

9 – сложносочиненное предложение

Ответ: 345689 или любая другая последовательность этих цифр

 

Что такое тире.

Тире – знак препинания в виде длинной черточки

В основном между подлежащим и сказуемым тире не ставится, но случаи, когда тире  нужно поставить.

Запомни!

ТИРЕ  ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если и подлежащее, и сказуемое выражено 

  • Сущ. (числ). в И.п. – Сущ. (числ).И.п. Собакадруг человека.
  • Дважды два — четыре. Дважды пятьдесять..
  • Инф. – Инф. Жить – Родине служить.
  • Инф. (сущ) – Сущ. (инф). Встретить другаэто большая радость.
  • Инф – предикативное наречие на О. Несправедливость — ужасно!
  • Перед словами ВОТ, ЗНАЧИТ, ЭТО и т.п. Первое, на чем я хотел бы остановиться, — это сложность рассматриваемой проблемы.
  •  Не ставится
    • Если перед сказуемым стоит вводное слово, союз или частица. Обь, кажется, крупнейшая река Сибири. Ртуть тоже металл.
    • Если в роли связки выступают сравнительные союзы как, словно, будто, точно, все равно что и др.
    • Если сказуемое выражено прилагательным (полным, кратким, в сравнительной или превосходной степени)

Девушка умна и красива. День холодный.

Внимание! При вычислении тире как знака препинания важно определить наличие или отсутствие глагольной связки и способы выражения именной части составного именного сказуемого.

Знаки препинания при однородных членах (запятая, двоеточие, тире)

Запятая ставится: 

  • если между однородными членами есть противительные союзы: а, но, да=но, однако, зато: она шьет хорошо, но медленно.
  • если однородные члены соединены повторяющимися союзами: и…и, ни..ни, то..то и др.: И в снег, и в зной
  • если однородные члены соединены двойным союзом, запятая ставится перед второй частью: не только…,но и; не столько…, сколько; как, так и: дремали не только леса, но и лесные озера.
  • если однородные члены не соединены союзами: мысли мои, мое имя, труды будут принадлежать России (Н.Гоголь)
  • если однородные члены объединяются в пары, соединенные союзами И, ИЛИ: розы и тюльпаны, маки и коалы.
  • обратите внимание: запятая ставится при повторяющемся союзе, даже если первый союз опущен: И ромашки, и незабудки, и львиный зев были незабываемы

Запятая не ставится:

  1. Если однородные члены связаны союзом И: дождь и ветер
  2. Если однородные члены представляют устойчивое сочетание слов (фразеологический оборот) ни рыба ни мясо; ни то ни се; ни жив ни мертв
  3. Если это неоднородные определения и между ними нельзя поставить союз И: это был большой письменный стол.

Двоеточие:

Ставится после обобщающего слова перед однородными
он видел все: лес, речку, дорогу.
Тире:

Ставится после однородных членов перед обобщающим словом:
Лес, речку, дорогу – все видел он.

  • Два тире ставится:
    Если группа однородных членов находится в середине предложения и стоит после обобщающего слова:


Все фильмы замечательных режиссеров — Микеланджело Антониони, Бернардо Бертолуччи, Лукино Висконти — были мною просмотрены.

Знаки препинания при обособленных определениях

Определение обособляется, 

  • если оно выражено причастным оборотом и находится после определяемого слова

Я подняла розу, лежавшую на полу, и поставила ее в вазу.

  • Если оно выражено 2 и более одиночными определениями, стоящими после определяемого слова.

Мальчик, бледный и худой, грустно смотрел на меня

  • если относится к личному местоимению. Может стоять и до и после определяемого слова Низенький, коренастый, он обладал страшною силою в рука
  • Если оторвано от определяемого слова другими членами предложения.

Клен рос в лесу, величественный и прекрасный.


 Знаки препинания при приложении:

Обособляются на письме

  • Приложение, относящееся к личному местоимению:
  • Она, уставшая от забот, выглядела старше своих лет.
  • В любой позиции распространенное приложение, относящееся к имени нарицательному:

Балерины, богини сцены, парили в воздухе

  • Любые приложение, присоединяемые словами ПО ИМЕНИ, ПО ФАМИЛИИ, ПО ПРОЗВИЩУ, ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ:

Клоун, по имени Клепа, был кумиром моего детства

  • Приложение – имя собственное (имя лица или кличка животного) при определяемом слове – имени нарицательном обособляется, если такое приложение стоит после определяемого слова и имеет пояснительное значение (перед ним можно поставить слова а именно, то есть, а зовут его):

В разговор изредка вставляет слово Любина тётка, Ксения Фроловна Горина (Песков).



Тире ставится:

  • Перед приложением, стоящим в конце предложения:

Я очень люблю все эти строки-воспоминания

Знаки препинания при обособленных обстоятельствах

Обстоятельство обособляется:

  • В любой позиции, если оно выражено деепричастным оборотом

Ученица, хорошо справившись с домашним заданием, успокоилась.

Выражены одиночными деепричастиями

Успокоившись, он продолжал рассказывать

Не обособляется обстоятельства, выраженные наречиями деепричастного происхождения (иными словами, обстоятельства утратили глагольность — стали ближе к наречию, чем к деепричастию): стоя, сидя, лежа, молча, нехотя, шутя, не глядя, крадучись, играя, которые обохначают образдействия, а не добавочные действия как деепричастия.

Ученик отвечал стоя. Молча они прошли по аллее.

  • Не обособляются обстоятельства, являющиеся фразеологическими оборотами:

Сломя голову, он бежал за машиной

Обратите внимание: Два деепричастия/деепричастных оборота, соединенные союзом И, не всегда являются однородными. Они могут относиться к разным глаголам, тогда перед союзом И, а также после него нужна запятая.


Она лежала, думая о предстоящих выходных, и , вспомнив об недоделанной работе по английскому языку, быстро встала с тафты.  (неоднородные)


Он стоял у окна, думая о предстоящих праздниках и мечтая об отдыхе. (однородные)



Знаки препинания при сравнительных оборотах:

  • Сравнительные обороты с союзами как,  точно, будто (как будто),  как и, что, чем, словно, нежели обособляются: 

Лес, точно терем расписной (И. А. Бунин)

Ночью лететь было безопаснее, нежели днём (Первенцев)

.

  • Запятая ставится перед как в оборотах НЕ КТО ИНОЙ, КАК и НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК: 

Спереди Рейнский водопад  не что иное, как невысокий водяной уступ (Жуковский)



Не ставится запятая:

  • Если союз как имеет значение «в качестве», то запятая перед ним не ставится.
    Я говорю как литератор
  • Если сравнительный союз входит в состав сказуемого:

 Звёзды на нём ном небе словно блёстки, рассыпанные по бархату

  • Не ставится запятая перед как и чем в оборотах не более как, (не) раньше чем, (не) больше чем и т. п., если они употребляются не при сравнении, например:

Я виделся и говорил с ним не далее как месяц тому назад (Шолохов)

Вся операция продолжается с ним не более чем десять – пятнадцать дней

  • Если оборот с союзом КАК является устойчивым словосочетанием: 

Сидеть как на иголках. Я вам как чужой (М.Горький)

!!!Следует отличать сравнительный оборот от придаточного сравнительного в СПП (в придаточном сравнительном есть грамматическая основа, а в сравнительном обороте – нет)

Сравнительный оборот:

К концу охоты утки, словно на прощанье, стали подниматься целыми стаями (Тургенев)

Придаточное сравнительное в СПП

Ветер рвал шинель так [как?], будто хотел разодрать её надвое (Тельпугов).

Другие случаи постановки тире в простом предложении:

  • ТИРЕ ставится для обозначения пространственных, временных или количественных пределов.

Пространственные: Беспосадочный перелёт Москва — Хабаровск; Через эту станицу можно было выйти к большому пути Уральск — Лбищенск — Сахарная — Гурьев (Фурманов)

Временные: Крестовые походы XI — XIII веков, Репертуар театра на январь — март;

Количественные: Рукопись объёмом десять — двенадцать авторских листов (то же цифрами: 10 — 12)Груз массой 300 — 350 тонн; 5 — 7-кратное превосходств

  • ТИРЕ также ставится в неполных предложениях на месте пропуска каких-либо членов предложения.

Леша любит романсы. Я – джаз.

Знаки препинания при уточняющих и пояснительных членах предложения 

Уточняющими называются те члены предложения, которые поясняют другие, уточняемые члены.

Уточняющие члены могут быть распространенными и нераспространенными. Уточняющими могут быть любые члены предложения:
Завтра, (когда именно?) в шесть часов вечера, состоится собрание членов кооператива (обстоятельство) – В шесть часов вечера состоится собрание членов кооператива

Сегодня вечером мы с Егором Ивановичем едем в Петроград, (куда именно? / к кому именно?) к Маше  (А.Н. Толстой).

Его его характер, вернее отдельные его составляющие, очень привлекали меня (подлежащее).

Надо знать, что:

  • Чаще всего значения уточнения приобретают обстоятельства места, времени, образа действия, степени и меры.
  • Запятыми выделяются те слова и группы слов, которые ограничивают или уточняют смысл предыдущих или следующих за ними слов и присоединяются к ним с помощью слов: в том числе, включая, исключая, за исключением, кроме, именно, то есть, или  (в значении «то есть»), иначе, иначе говоря, например, как например, скажем, как-то, особенно, в особенности, главным образом, в частности, в том числе, да, да и, да и вообще, да и только, главным образом, даже, притом,  и притом, и (в значении «и притом») и т. п.:

Незаметным образом, я привязался к доброму семейству, даже к кривому гарнизонному поручику (А. С. Пушкин)

От ее ответственности может многое зависеть, в том числе и итог всей работы

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: тире, запятая, двоеточие

Запятая в сложносочинённом предложении 

ССП – это сложное предложение, состоящее из двух и более грамматических основ, связанных сочинительными союзами.

Запятая в ССП ставится:

  • перед сочинительными союзами ( и, или, но, а, тоже, зато, однако и др.) в большинстве случаев. Надо учитывать, что для одиночных союзов есть строгое правило. Ставится при нескольких грамматических основах.

Наступило весна, и птицы запели веселые песенки


Запятая в ССП не ставится:

  • если у двух предложений в составе ССП есть общий второстепенный член

Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пушкин)

Общее вводное слово.

Словом, время уже истекло и пора было уходить

Общее главное предложение…

Ласточка простилась с Дюймовочкой, как только солнце пригрело и земля расстаяла.

  • если сочинительный союз соединяет два вопросительных, восклицательных, побудительных, назывных или безличных предложения.

Вы придёте ко мне или я должен зайти к вам?- вопросительное

Подпустить врага и огонь дать по команде! (Фурманов) — побудительное
Как он смешон и как глупы его выходки! – восклицательное

На Крите жили привольно и весело…-однородные соединены попарно

Необходимо закутать горло шарфом и надо попытаться прополоскать его содой – безличное

 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении 

СПП — это сложное предложение, состоящее из главного и зависимого (придаточного) предложения, связанных подчинительными союзами (что, когда, если, хотя, потому что, чтобы и т.д.).
В СПП от главного предложения задается вопрос в придаточному.
В СПП может быть 1 или несколько придаточных частей.

Запомни!
1 Придаточная часть может находиться 

  • Перед главной частью: (…), […].

(Когда солнце встало), все увидели дорогу. (ставится 1 запятая между двумя частями)

  • После главной части: […], (…).

Все увидели дорогу, (когда встало солнце). (ставится 1 запятая между двумя частями)

  • В главной части (разрывать ее): […, (…) ,…].

Диплом, (который я получила),был очень дорог мне . (придаточная выделяется с обеих сторон 2 запятыми)


Если в СПП несколько придаточных, то между ними могут быть следующие связи:

  • Последовательное подчинение: 

Предполагалось, что яхта перед выходом в открытый океан остановится в одном из портовых городов, чтобы пополнить запасы воды. [ ], (что), (чтобы) (запятой отделяется каждая часть СПП)

  • Параллельное подчинение: 

Когда на небе расцветает радуга, [мы понимаем], что летний теплый денечек заканчивается. (Когда), [  ], (что) (запятой отделяется каждая часть СПП)

  • Однородное подчинение:

Она знала, что девочки с опаской поглядывают на закрытую дверь комнаты, что они чувствуют себя связанно. [ ], (что), (что)  (запятая ставится между однородными придаточными, не соединенными союзами)

Ему было уже не было страшно, хотя гром трещал и молния полосовала все небо.

(между однородными придаточными, соединенными союзами И, ИЛИ, либо, да=И не ставится запятая)

​ Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

БСП – сложное предложение, части которого не соединены союзами.

ЗАПЯТАЯ ставитсяпри одновременности и последовательности событий, происходящих в частях БСП.

Дождь не прекращал идти, тучи не уходили.

ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ ставится при одновременности и последовательности, если простые предложения БСП осложнены чем-либо.

Уже светало; солнце поднималось высоко над землей; тень от деревьев ложилась на скошенные от травы поля.

ДВОЕТОЧИЕ ставится:

  • если вторая часть поясняет то, о чем говорится в первой части (можно подставить А ИМЕННО).

Снег лежал повсюду: на крышах домов, на заборах, на газонах, на машинах.

Случилось именно это: кто-то закрыл дверь изнутри на щеколду

  • если вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Убеждать Андрея бесполезно: он сделает все по-своему

  • Если второе предложение дополняет содержание первого: (можно подставить что, и вижу, что, и увидел что)

Испуганная лосем, Настенька изумленно смотрела на землю: гадюка по-прежнему лежала, свернувшись колечком.

ТИРЕ ставится:

  • вторая часть противопоставлена первой части (можно подставить союзы А, НО)

Старик попытался открыть калитку – она никак не поддавалась

  • В первой части говорится о времени или условии  (можно подставить КОГДА, ЕСЛИ)

Придет лето — поедем отдыхать на море

(Когда придет лето), [поедем отдыхать на море].

  • Вторая часть является следствием

Мне сейчас некогда — поговорим после уроков

[Мне сейчас некогда], (так что поговорим после уроков)

Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи 

В таких предложениях важно правильно определять границы предложений и связи между частями сложного предложения.

Отдельного внимания заслуживает постановка запятой на стыке союзов: на стыке могут оказаться два подчинительных союза или сочинительный и подчинительный союзы.

Запятая СТАВИТСЯ (между союзами):

  •  если придаточное предложение можно изъять или переставить

Анна прекрасно знала, что, если она не пойдет в университет, мама будет огорчена.


Запятая НЕ ставится (между союзами)

  • если нельзя переставить или изъять придаточную часть.

История полна примеров ошибок прошлого опыта человечества, и если большинство из нас склонно считать их ненужными, то я считаю опыт большой необходимостью, чтобы не совершить ошибок в будущем

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ, ВВОДНЫХ СЛОВАХ И СЛОВОСОЧЕТАНИЯХ

Знаки препинания при обращениях

Обращение — это слово или словосочетание, называющее того, к кому или к чему обращаются с речью. Обращение не является членом предложения, к обращению не задается вопрос.

Роль обращения обычно выполняет существительное в именительном падеже (с зависимыми словами или без них) или другая часть речи в значении существительного (прилагательное, причастие и др.).

Обращение может стоять в начале, в середине и в конце предложения.

Чаадаев, помнишь ли былое? (Пушкин)

 О, скоро ли, мой друг, настанет срок разлуки? (Пушкин)

 Не гаси, любимая, огонёк (Малков).

  • Если обращения соединены союзом И, то они не отделяются друг от друга запятой.

Дорогие бабушки и дедушки, мы рады видеть вас на празднике.

  • Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:

Отец! Я был не прав.

  • Обычно местоимения ТЫ и ВЫ не являются обращениями, однако есть исключение:ТЫ и ВЫ могут выступать в роли обращения, если заменяют собой название лица, к которому обращена речь:

Эй, ты, грубиян! Нет сил терпеть твои манеры! Эй, вы!! Приступайте к своим обязанностям!

 Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях

Вводные слова и словосочетания – это слова и словосочетания, обозначающие отношение автора высказывания к высказываемой мысли или к способу ее выражения. Они не являются членами предложения, к ним нельзя задать вопрос, в произношении выделяются интонационно и пунктуационно.

Вводные слова выражают:

  • Чувства говорящего. Или эмоциональная оценка. (к счастью, на наше счастье, к стыду, к сожалению, к моему великому огорчению, ладно (еще), хорошо (еще), спасибо (еще)  и др.) К нашему сожалению, поезд отменили.
  • Степень уверенности, неуверенности ( разумеется, оказывается, конечно, очевидно, правда, беспорно, несомненно, безусловно, действительно, может быть, кажется, вероятно, пожалуй, должно быть и др.) Разумеется, поезд отменили.
  • Источник сообщения (по — моему, по – твоему, по мнению (кого-либо), по его словам,  слухам, по сообщению, говорят, помнится и др.) По – моему, поезд отменили.
  • Связь мыслей и последовательность (в конце концов, с одной стороны, во-первых, таким образом и др.)
  • Способ оформления мыслей (другими словами, одним словом, наоборот и др.)
  • Обращение к собеседнику с целью привлечения внимания (послушайте, видите ли, представьте и др.)
  • Степень обычности происходящего (бывает, по обычаю, случается)
  • Оценка меры (по крайней мере, самое большее и др.)
  • Экспрессивность (честно говоря, кроме шуток, по правде сказать)
  • Контекст с собеседником (представьте себе, подумать только, поверите ли, видите ли, понимаете, слушайте, знаешь) Представьте себе, поезд отменили
  • Степень обычности ситуации (как всегда, по обыкновению, как обычно, как водится, как правило, случалось, бывает) Случалось, поезд отменялиопоставление, вывод, итог,
  • Перечень, противопоставление, вывод,  итог; добавления, примеры (прежде всего, во-первых, во-вторых, однако, с одной стороны; следовательно, таким образом, итак; кстати, между прочим, правда, впрочем, например )

Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми:
авось, будто, буквально; вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вряд ли, вроде бы, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто (будто), как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по постановлению (чьему), по решению (чьему), почти, приблизительно, примерно, просто, решительно, якобы.

Обратите внимание: некоторые вводные слова и словосочетания (однако, наконец, таким образом, в самом деле, значит и др.) могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Чтобы не перепутать задавайте вопрос, если к слову можно задать вопрос от другого слова, то значит это член предложения. Омонимичные вводным словам союзы можно заменить другими схожими по смыслу союзами.

  • Вводными могут быть предложения. Они выделяются запятыми или тире.

Они, я думаю, прекрасные люди

Ухожу я из школы и – можете себе представить – не перестаю думать о ней.

  • В предложение могут быть введены вставные конструкции, выражающие дополнительное замечание. Вставные конструкции обычно имеют структуру предложения, обособляются скобками или тире и могут иметь иную цель высказывания или интонацию, чем основное предложение.

Танец украинских танцовщиц (если вы их видели) шикарны в исполнении.

 

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ПРЯМОЙ РЕЧИ, ЦИТИРОВАНИИ 

Слова автора предшествуют прямой речи 
 А: «П!» А: «П?» А: «П…» А: «П». 
 
 Прямая речь предшествует словам автора: 
 «П», — а. «П?» — а. «П!» — а. “П…” – а. 
 
 Авторские слова (а) внутри прямой речи (П/п) 
“П, – а, – п”. “Я подумаю об этом, – сказал отец, – но не сегодня”. 
 “П, – а. – П”. “Я подумаю об этом, – сказал отец. – Позвоните мне завтра”. 
 “П? – а. – П”. “Почему так поздно? – спросил отец. – Ты обещал быть раньше”. 
 “П! – а. – П”. “Лентяй! – воскликнул отец. — Надо лучше заниматься”. 
 “П… – а. – П”. “Ну что ж… – проговорил отец. — Надо подумать”. 
 “П, – а: – П”. “Это плохо, – сказал отец и добавил: – Не ходи туда”. 
 
 Прямая речь (П) внутри авторских слов (А/а) 
А: “П”, – а. Мама сказала: “Я все время думаю об одном”, – и ушла на работу . 
 А: “П!” – а. Закричав: “Ты лежебока!” – мать взяла в руки метлу. 
 А: “П?” – а. Сестра спросила: “Почему ты ушла с концерта?” –  и опустила глаза. 
 
 Знаки препинания при цитировании 

  • Цитаты заключаются в кавычки, если оформляется как прямая речь, то есть сопровождается словами автора. 

Белинский писал: «….». 

  • Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием, которое может быть как перед цитатой, так и в середине или после нее. 

Пастернак писал, что  «…изо всего искусства именно его происхожденье переживается непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок.

Старцев говорил о писателе О. Генри: «Наделенный от природы редким даром видеть веселое…, он столкнулся в жизни с трагическим…, но в большинстве случаев предпочел об этом молчать».

  • Если после цитаты указывается фамилия автора или источник цитаты в И.п., то возможно следующее оформление: 

Пастернак писал, что  «…изо всего искусства именно его происхожденье переживается непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок (Пастернак).

  • Эпиграфы, как правило, не выделяются ни кавычками, ни скобками 

В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и в песне, даже во фразе – 
Ты только вдумайся, только всмотрись – 
Кроется самая главная мысль…

С. М. Бондаренко.

Задание 3 ОГЭ по русскому языку.

Ссылки на источники: https://youtu.be/Zrgi2N5Hss4