Пишем сочинение-рассуждение 9.1
Примерный алгоритм написания
сочинения-рассуждения 9.1 (на лингвистическую тему)
I. Вступление
- Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (или филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора), который писал: «…» (выпишите цитату из задания).
- Известный лингвист ( или филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (или пишет, замечает): «…» (выпишите цитату из задания).
- Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что «…» (вводится цитата).
- Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что «…» (вводится цитата).
- Я (полностью) согласен с…
- Не могу не согласиться с…
- Я разделяю точку зрения…
- Я поддерживаю мнение…
Используйте
- глаголы: (Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что…;
- вводные слова: по мнению…, по словам…
II. Основная часть
Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
- Попробуем разобраться в смысле этих слов…
- Я согласен с этим высказыванием…
- Как можно понять это высказывание?
- Попробуем объяснить данное утверждение…
- Это высказывание я понимаю так: …
- Что имел в виду писатель (учёный)?
- О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания?
- Как понять смысл этих слов?
- Мне предстоит поразмышлять над этими словами.
- Задумаемся: что стоит за этими словами?
- Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
- Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: … (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения).
- Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям…
- Мне кажется, что здесь речь идёт о…
- Я считаю, что…
- Я понимаю эти строки так: …
- Я думаю, что…
- Речь идёт о том, что…
Введение примеров
- Попробую доказать справедливость своего суждения…
- Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).
- Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … текста.
- Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.
- Пример этого языкового явления можно найти в предложении…
- Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …
- В подтверждение приведу пример из предложения … текста.
- Рассмотрим предложение …
- Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения … текста.
- Предложение … подтверждает мысль о том, что…
Используйте для введения примеров вводные слова: во-первых…, во-вторых…
Во-первых, автор пишет в предложениях … — … «…» (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения … — … также доказывают, что…
III. Заключение.
- Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.
- Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что…
- Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).
Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.